Сущность электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
Электронное обучение – это вид организации образовательной деятельности, отличающейся применением в ней баз данных и использованием при реализации учебных программ информации, направленной на обеспечение ее обработки информационными технологиями, техническими средствами, информационно-коммуникативными сетями, а также обеспечение ее передачи по линиям связи.
Дистанционные образовательные технологии – это образовательные технологии, которые реализуются с применением информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих взаимодействие преподавателей и учащихся на расстоянии.
Для того, чтобы организовать реализацию образовательных программ посредством электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, образовательная организация должна иметь всё необходимое оборудование и условия для его качественного функционирования.
Основные условия успешной организации образовательного процесса с применением электронного обучения и дистанционных образовательных систем:
- наличие электронных информационных ресурсов;
- наличие электронных образовательных ресурсов;
- комплекс информационных технологий;
- телекоммуникационные технологии;
- соответствующие технологические средства, обеспечивающие успешное освоение учащимися образовательных программ в полном объеме, вне зависимости от места нахождения учащихся.
Реализация электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
В соответствии с ФГОС каждое образовательное учреждение должно иметь сформированную информационно-образовательную среду (в том числе и в рамках дистанционного образования), обеспечивающую эффективное взаимодействие между всеми субъектами образовательного процесса (родители, законные представители, педагоги, органы управления, администрация и т.д.).
Реализация образовательной программы или её определенной части, посредством использования электронного обучения и дистанционных образовательных технологий требует соблюдения ряда условий:
- Оказание всесторонней учебно-методической помощи учащимся, в различных видах и формах. Обеспечение доступности индивидуальной консультации, которую преподаватель проводит учащемуся дистанционно, посредством телекоммуникационных и информационных технологий.
- Предоставление учащимся самостоятельно определять объем учебной нагрузки, распределять учебные занятия в течение семестра, возможность исключения аудиторных занятий и замена их на занятия другого типа.
- Основным местом реализации образовательной деятельности является непосредственно место нахождения головного офиса или филиала, так же допускаются представительства, которые предоставляют учащимся необходимую консультативную помощь.
Основным преимуществом электронного обучения и дистанционных образовательных технологий являются их обширные коммуникативные возможности.
Кроме того, в настоящее время они являются одной из частей национального проекта «Образования», в направлении «Информатизация образования».
Основными направлениями использования электронного обучения и дистанционных образовательных технологий являются:
- Оказание дистанционной поддержки образования детей, имеющих различные ограничения по состоянию здоровья.
- Организация профильного обучения, переподготовки кадров и повышения уровня квалификации.
- Организация дистанционного контроля за знаниями учащихся.
- Организация разнообразных дополнительных элективных и факультативных курсов.
- Организация экстерната.
- Организация учебных занятий для детей, которые имеют длительные пропуски по причине болезни.
Трудности реализации электронного обучения и дистанционных образовательных технологий и пути их устранения
Во время реализации электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, могут возникнуть определенные трудности, которые в первую очередь связаны с тем, что все учащиеся должны иметь свободный доступ для выхода в Интернет, то есть, обеспечены личным компьютерным оборудованием.
Данная проблема рассматривается и Министерством образования и науки РФ. В соответствии с изданным им приказом, в том случае, если у учащегося нет возможности обеспечить себя самостоятельно компьютерным оборудованием, то образовательное учреждение должно предоставить ему оснащенное рабочее место. Под оснащенным рабочим местом понимается наличие компьютера, всех средств мультимедиа, выход в Интернет. На рабочем месте учащийся имеет право в установленное время проводить все виды учебных занятий, проходить текущий контроль и промежуточную аттестацию.
Еще одной проблемой, которую также предписано решить приказом Министерства образования и науки РФ, является предоставление беспрепятственного доступа каждому преподавателю к взаимодействию с учащимися, в рамках синхронного или асинхронного режима. Кроме того, преподаватели должны иметь возможность осуществлять управление процессом образования.
Однако одной из наиболее актуальной проблем является то, что дистанционное обучение предполагает преобладание самостоятельной работы. Учащиеся должны самостоятельно распределять собственное время, составлять учебный график, находить время на выполнение заданий в соответствии с графиком. В том случае, если учащийся не обладает необходимыми навыками самоорганизации, то возможно отставание о учебного графики и образование задолженностей. Решение данной проблемы видится в том, что помимо преподавателей за группами учащихся должны быть закреплены тьюторы или кураторы, которые будут следить за учебным процессом и управлять им. Основная задача куратора (тьютора) состоит в постоянном мониторинге учебного процесса, каждого закрепленного за ним учащегося, и оповещение его о запланированных занятиях или имеющихся задолженностях.
Качество электронного обучения и дистанционных образовательных технологий во многом зависят от уровня осмысления организации учебного процесса. В первую очередь учебный процесс должен быть направлен на получение высоких образовательных результатов.