Экспертная оценка образовательной деятельности – это выявление уровня развития учащихся в психофизическом плане, а также определение уровня психологической готовности детей к обучению.
Экспертная оценка – это процедура получения детализированной информации о рассматриваемой проблеме на основании мнения специалистов (в данном случае экспертов образования).
Экспертная оценка позволяет ответить на вопросы о том, каково состояние образовательной деятельности, требуются ли коррективы, новые разработки и новые направления деятельности.
Рисунок 1. Экспертная оценка. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
На этапе дошкольного образования, оценивание работы дошкольной образовательной организации имеет особенно важное значение. Она позволяет оценить деятельность дошкольных образовательных заведений, качество и эффективность работы. При этом, актуально использование именно экспертной оценки, поскольку, она дает специальную информацию о педагогических процессах, объектах и явлениях.
Актуальность применения экспертной оценки в системе дошкольного образования
Экспертная оценка позволяет оценить уровень развития каждого учащегося, степень освоения ими образовательной программы.
Актуальность использования именно экспертной оценки при диагностировании развития дошкольного образования, обусловлено следующими параметрами:
- Необходимость реализации в образовании личностно-ориентированного подхода, учитывающего индивидуальность каждого воспитанника.
- Требования ФГОС обуславливают необходимость работы педагога в направлении индивидуального развития каждого воспитанника на основании планирования деятельности педагога и составления прогнозов развития каждого учащегося.
- Необходимость повышения качества методического обеспечения образовательного процесса ДОУ.
- Необходимость оценки учебно-воспитательного процесса ДОУ с целью повышения его качества и создания условий оптимального развития.
- Предоставление руководству ДОУ возможностей принятия адекватных, рациональных и целесообразных управленческих решений при построении педагогического процесса.
Проведение научно-педагогической экспертизы деятельности ДОУ
Научно-педагогическая экспертиза является одной из форм экспертного оценивания функционирования образовательного процесса, позволяющая проанализировать деятельность образовательной организации, разные ее аспекты и принять соответствующее решения управленческого характера в данной области.
Научно-педагогическая экспертиза деятельности ДОУ имеет следующее целевое назначение:
- Определение особенностей и динамики развития конкретного воспитательного направления деятельности при планировании и прогнозировании работы педагога и реализации образовательной деятельности.
- Определение отрицательных моментов, негативных тенденций развития отдельных аспектов образования и фактор, отрицательно сказывающихся на образовательной деятельности ДОУ для их дальнейшего углубленного изучения. Такое экспертное оценивание носит диагностический характер и, часто, используется в ДОУ.
- Определение уровня развития дошкольников на конкретном этапе усвоения образовательной программы. Это дает информацию о качестве и продуктивности образовательного процесса ДОУ.
Научно-педагогическая экспертиза опирается на проведение диагностики. Диагностика бывает педагогической, психологической, медицинской и управленческой направленности. Она проводится всеми участниками образовательного процесса ДОУ по следующим направлениям:
- Диагностика уровня развития – психического, физического, интеллектуального, дошкольников;
- Диагностическая работа с родителями;
- Диагностическая работа с сотрудниками дошкольной образовательной организации.
Данная диагностика позволяет рассмотреть педагогический процесс ДОУ с разных сторон, выявить проблемные моменты и скорректировать их, определить качество работы всех сотрудников ДОУ и разработать пути дальнейшего развития дошкольной образовательной организации.
Выбор экспертов для проведения экспертных оценок в дошкольном образовании
Эффективность экспертизы деятельности дошкольной образовательной организации, во многом, зависит от выбора экспертов.
Эксперт – это специалист в конкретной области знаний имеющий научно-теоретическую базу и практический опыт работы в исследуемом направлении деятельности.
Выбор экспертов осуществляется на основании различных критериев. Все зависит от конкретного вопроса, направления исследования и ожидаемых результатов экспертизы.
Эксперты дошкольного образования должны обладать следующими характеристиками:
- Соответствующая профессиональная подготовка. Здесь, предполагается наличие образования, знание педагогической реальности, инновационных аспектов деятельности, актуальных подходов, применяемых в организации учебно-воспитательного процесса ДОУ, тенденции и проблемы развития системы дошкольного образования, психологическая компетентность, ориентация в экспертизе, экспертных оценках, методах ее проведения, условиях и актуальности использования для рассмотрения конкретных аспектов педагогического процесса ДОУ;
- Методическая грамотность. Она связана с знанием методов исследования и методических основ образовательной деятельности на дошкольном уровне, а также отражает наличие способностей к проведению адекватной, качественной экспертной оценки;
- Практический опыт деятельности. Сюда относится опыт педагогической деятельности и экспертного оценивания в разных исследованиях образовательного процесса;
- Коммуникативная компетентность. Она выражается в умении взаимодействовать со всеми участниками экспертной деятельности и оцениваемыми работниками ДОУ, работать в команде, учитывать мнения разных исследователей при принятии собственного решения, устанавливать контакты и уважать чужую точку зрения;
- Личностные качества. Эксперт должен владеть нравственной культурой, быть сдержанным и принципиальным, независимым и деликатным. Также, для эксперта хорошо владеть креативным мышлением, быть наблюдательным и инициативным, тактичным и выносливым. Здесь, также, не помешает наличие деловых качеств и способность к самокритике.