Под педагогическим экспериментом понимается совокупность методов, предполагающих комплексное познание объекта исследования.
Понятие и виды педагогического эксперимента
Основная задача педагогического эксперимента – проверка сформулированной исследователем гипотезы и предсказание теории развития объекта исследования.
Исходя из задачи педагогического эксперимента, главной его функцией является определение критерия истинности научного познания.
Метод педагогического эксперимента – это целенаправленное исследование проявления определенных качеств объекта исследования.
Для проведения педагогического эксперимента исследователем создаются специальные ситуации, в которые помещается испытуемый. Исследователь фиксирует поведение, реакцию испытуемого на ситуацию и т.д., тем самым выявляя и изучая непосредственно те явления и процессы, которые представляют собой предмет исследования.
Сущность педагогического эксперимента состоит в активном вмешательстве исследователя в естественное течение воспитательно-образовательного процесса.
Выделяют несколько видов педагогического эксперимента:
- Естественный педагогический эксперимент. Проводится по заранее составленному плану, в естественной для испытуемых среде. Особенность данного эксперимента заключается в том, что его участники не знают о проводимом эксперименте и своей роли в качестве испытуемых. При этом участников могут знакомить с заданиями, но им не сообщают о том, когда начнется эксперимент и в качестве кого они выступают. Результаты эксперимента выражаются в описательной форме.
- Лабораторный эксперимент. Проводится среди специально выделенной группы испытуемых, в помещении, которое оборудовано для проведения эксперимента.
- Констатирующий эксперимент. Направлен на установление реального состояние объекта исследования в его естественной деятельности. Роль исследователя в данном эксперименте – это констатация фактов, зависимостей и состояний педагогической системы. Полученные в ходе эксперимента данные могут быть использованы в качестве основы для изучения внутренних механизмом и свойств развития и становления объекта исследования.
- Формирующий эксперимент. Направлен на изучение и исследование качеств, явлений и характеристик объекта исследования непосредственно в процессе их формирования и развития. Данный педагогический эксперимент так же может быть направлен на развитие различных качеств личности. То есть его основной задачей является динамика развития личности.
Этапы организации педагогического эксперимента
Проведение педагогического эксперимента предусматривает проведение трех основных этапов.
1 Этап. Подготовительный. На данном этапе определяется проблема, актуальность объект и предмет исследования, на основании которых ставится цель и задачи, выводится гипотеза. После того как будет сформулирован методологический аппарат, исследователем разрабатывается план (программа) работы, подбираются методики, устанавливается время и последовательность проведения эксперимента, определяются методы обработки полученных в ходе эксперимента данных.
2 Этап. Непосредственное проведение педагогического эксперимента. На данном этапе исследователь должен получить ответы на вопросы, касающиеся новых средств и методов, введённых им в педагогическую практику. Для этого исследователем создаются различные экспериментальные ситуации, суть которых состоит в формировании необходимых для исследования условий.
На втором этапе педагогического исследования необходимо решить ряд задач, напрямую влияющих на эффективность исследования и достоверность полученных данных:
- определить и изучить начальные условия эксперимента;
- дать характеристику групп испытуемых;
- осуществить формулировку критериев эффективности предлагаемой системы эксперимента;
- провести инструктаж участников эксперимента (ознакомить с условиями, правилами, порядками и т.д.);
- реализация разработанной программы (проекта), направленной на формирование и развитие определенных знаний, умений, качеств и т.д.;
- осуществить фиксацию промежуточных результатов, посредством проведения срезов;
- выявить и устранить возможные недостатки в процессе реализации формирующего эксперимента;
- оценить затраты времени, усилий и средств на организацию и проведение эксперимента.
3 Этап. Завершающий. На данном этапе осуществляется обработка и оценка проведенного эксперимента:
- сравнение исходного уровня, зафиксированного на первом этапе исследования и конечного уровня по итогам реализации формирующего эксперимента;
- дается характеристика условиям, в которых проводился эксперимент, особенно отмечаются моменты, которые положительно повлияли на результат исследования;
- осуществляется анализ динами изменений показателей;
- приводится характеристика групп участников после экспериментального воздействия на них;
- определяются границы применения проверенной в ходе эксперимента системы воздействия;
- формулируются обобщающие выводы, разрабатываются практические и методические рекомендации.
Условия организации педагогического эксперимента
К условиям эффективности проведения эксперимента относятся:
- осуществление предварительного теоретического анализа объекта исследования;
- конкретизация гипотезы исследования, определение ее новизны, противоречивости в сравнении с традиционными взглядами и установками;
- четкое формулирование задач эксперимента, разработка признаков и критериев, по которым будут оцениваться результаты, явления, средства и пр.;
- корректное определение минимально необходимого, но достаточного числа экспериментальных объектов;
- доказательство доступности сделанных из материалов эксперимента выводов и рекомендаций, их преимущества перед традиционными, привычными решениями.