Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Эксперимент как метод изучения психической сферы учащегося

Все предметы / Психология / Эксперимент как метод изучения психической сферы учащегося
Определение 1

Эксперимент — это базовый метод научного познания, часто используемый в рамках психологических исследований. Он концентрируется на выявлении причинно-следственных зависимостей и характеризуется формированием оптимальных условий исследования определенных явлений.

Особенности эксперимента как метода научного исследования

Эксперимент — это базовый метод научного исследования. В пределах общенаучного плана эксперимент определяют в качестве отдельного метода исследования, который направлен на проверку научных и прикладных гипотез. Этот метод предусматривает строгую логику доказательств и опирается на достоверность фактов. В рамках эксперимента в любом случае специалисты создают некоторую искусственную (экспериментальную) ситуацию с выявлением причин анализируемых явлений. Они осуществляют строгий контроль и оценивают следствия действий выявленных причин, включая связи.

Сущность эксперимента в исследовании психической сферы учащихся состоит в том, что экспериментатор намеренно формирует и контролируемым образом изменяет условия, в которых действуют изучаемые субъекты. Он ставит перед детьми определенные задачи и по тому, каким образом происходит их решение, выносит суждения об их психических процессах и явлениях.

Эксперимент представляет собой исследовательскую стратегию. В ее рамках происходит целенаправленное наблюдение за выбранным процессом (например, исследование психической сферы учащихся школы) в условиях регламентированного изменения соответствующих аспектов его протекания. При этом проверяется определенная гипотеза.

Для решения практических задач важно то, что, при проведении исследований в одинаковых условиях с различными испытуемыми, экспериментаторы устанавливают возрастные и индивидуальные особенности осуществления психических процессов у каждого из них.

Среди основных особенностей эксперимента, которые обусловили его популярность, необходимо выделить:

Готовые работы на аналогичную тему

  • Намеренное искусственное воссоздание изучаемого явления, ввиду чего исследователю не приходится долго ждать, когда случай предоставит ему возможность наблюдать интересующее его явление;
  • Возможность изменять условия, в которых происходит явление;
  • Возможность изменять одно из условий при сохранении неизменными всех остальных;
  • Выявление закономерных связей между явлениями.

Экспериментатор варьирует не только сами условия в соответствии с их наличием (отсутствием), но и их количественное соотношение. В ходе эксперимента происходит установка количественных закономерностей, которые допускают математическую формулировку. С помощью эксперимента многие науки пришли к открытию базовых законов.

Типы экспериментов при изучении психической сферы учащихся

В психологии в области исследования психической сферы учащихся принято использовать 2 типа экспериментов – лабораторные и естественные.

Лабораторные эксперименты проводят в специально оборудованных помещениях. Для этого отбираются испытуемые, сознательно участвующие в эксперименте, при этом они могут не знать об истинном его назначении.

В рамках естественного эксперимента испытуемые учащиеся не знают о своей роли. Этот тип исследования способен сочетать в себе положительные стороны метода наблюдения и лабораторного эксперимента с сохранением естественности условий наблюдения. Здесь вводится точность контролируемого эксперимента. Ученики не подозревают о том, что они подвержены психологическому исследованию, благодаря чему специалисты обеспечивают их естественное поведение.

Наряду с этим, для правильного и эффективного осуществления естественного эксперимента важно соблюдение всех требований, которые предъявлены к лабораторному эксперименту. В зависимости от задач исследования экспериментаторы должны подобрать условия, обеспечивающие наиболее яркое проявление аспектов психической деятельности, которые его интересуют.

Сущность понятия «психолого-педагогический эксперимент»

Одним из вариантов исследования психической сферы учащихся является психолого-педагогический эксперимент. Он может быть представлен экспериментальным обучением, в котором анализ психических особенностей школьника осуществляется прямо в ходе обучения и воспитания.

Психолого-педагогический эксперимент представляет собой своеобразную форму естественного эксперимента, поскольку проводится в естественных условиях жизни и деятельности учащихся школы.

Существенной особенностью психолого-педагогического эксперимента является то, что его цель состоит не только в изучении, но и в активном (целенаправленном) изменении или преобразовании. Он помогает формировать ту или иную психическую деятельность или психологические качества личности.

Принято разграничивать два вида таких экспериментов. Первый из них — обучающий психолого-педагогический эксперимент, а второй — воспитывающий психолого-педагогический эксперимент. Особенное значение при построении концепций психического развития имеет обучающий эксперимент. Он является формой естественного эксперимента, предполагающей изучение соответствующих психических процессов. В первую очередь, процессы связаны с когнитивной сферой в ее целенаправленном формировании.

Психолого-педагогический эксперимент (формирующий эксперимент) используется в возрастной и педагогической психологии. Он представляет собой метод отслеживания изменений детской психики в ходе активного воздействия исследователей на испытуемых учащихся. Для этого типа эксперимента необходима высокая квалификация экспериментатора, поскольку неудачное или некорректное применение психологических методик, как правило, приводит к отрицательным последствиям для испытуемого.

Сущность психолого-педагогического эксперимента характеризуется:

  • Изучением особенностей психической деятельности детей;
  • Регистрацией выделяемых фактов;
  • Раскрытием закономерностей, механизмов;
  • Определением динамики (тенденции) развития.

На основе этого происходит организация специального обучения для оптимизации выявленных процессов и продвижения их на более высокую ступень.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Евгения Кузнецова

Эксперт по предмету «Психология» , преподавательский стаж — 8 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис