Сущность экскурсии как формы организации обучения
Экскурсия – это поездка или поход куда-либо с целью осмотреть какой-либо достопримечательный объект, узнать что-то новое.
В этом смысле экскурсия представляет собой форму организации свободного времени детей и взрослых и предполагает поверхностное ознакомление с разными памятниками культуры.
Таким образом, экскурсия – это одна из форм учебной и внеучебной работы, которая предполагает осуществление совместной деятельности учителя-экскурсовода со школьниками в процессе изучения явлений действительности в естественных условиях.
К особым характеристикам экскурсии в качестве формы обучения можно отнести:
- занятие проходит в форме прогулки;
- ознакомление детей с предметом, подлежащим изучению, не опосредованно наглядными пособиями и учебной литературой.
При характеристике экскурсионной деятельности в процессе внешкольной работы с детьми, можно отметить, что она является наглядным методом получения определенных знаний, воспитания посредством посещения определенных объектов по заранее разработанной тематике, со специальным руководителем – экскурсоводом.
Экскурсия представляет полноценную и привлекательную с дидактической точки зрения форму организации обучения, которой должно отводиться важное место в перечне повседневно применяемых дидактических приемов.
Желание учителей и руководителей кружков преимущественно проводить традиционные классные занятия можно объяснить разными причинами:
- продолжительность экскурсионного занятия не вписывается в школьное расписание и расписание кружковых занятий;
- во время проведения экскурсии в связи с большим количеством посторонних факторов трудно достичь необходимой концентрации внимания детей на изучаемом предмете;
- забота о безопасности детей и их надлежащем поведении мешают педагогу сосредотачиваться на процессе преподавания;
- погодные условия и обилие прочих непредсказуемых факторов ставят под угрозу своевременное проведения занятия и выполнение учебного плана.
Постепенно экскурсия превратилась из формы организации учебного процесса на способ организации свободного времени детей. При этом действия, которые обозначаются в календарно-тематических планах в качестве экскурсий, только внешние соответствуют своему названию, так как они полностью лишены дидактической составляющей. Обычно экскурсия – это прогулка, игры на свежем воздухе или неспортивные однодневные походы развлекательного характера. Все названные виды организации свободного времени детей имеют право на существование, но отождествлять их с учебной экскурсионной деятельностью нельзя.
При этом не исключаются экскурсии из перечня форм организации учебного процесса. Урок-экскурсия и занятие-экскурсия в системе внешкольного образования должны занимать одно из ведущих мест. Ни одно наглядное пособие или техническое средство обучения не способно заменить живое общение детей с изучаемым предметом. В первую очередь, это затрагивает историю, географию, биологию и кружки туристско-краеведческого и эколого-натуралистического направления.
Подготовка и проведение экскурсии в качестве средства культурного просвещения
Главная методическая ошибка педагогов – традиционное представление об экскурсии как о поездке детей к месту нахождения определенного историко-культурного памятника с целью его осмотра, то есть возможность проведения экскурсии ограничивается наличием экскурсионного объекта. При этом экскурсии должны проводиться, в первую очередь, в рамках того населенного пункта, в котором живут и учатся дети, даже если там практически нет экскурсионных объектов.
Понятие экскурсионных возможностей местности, заимствованное из области коммерческого туризма, педагоги необоснованно используют в процессе планирования учебных экскурсий. При этом количество экскурсий и возможность их проведения напрямую зависят от наличия и количества самих экскурсионных объектов. Данный ложный тезис используют, чтобы обосновать малочисленные и даже полностью отсутствующие полноценные занятия-экскурсии.
Главной целью использования экскурсий при проведении уроков и занятий выступает не ознакомление детей с конкретными объектами, даже если рассматриваемый объект фигурирует в теме урока или занятия, а в воспроизведении исторической атмосферы, духа времени, к которому относят изучаемые события. В свою очередь, необходимость такого изучения может быть объяснена особенностями восприятия исторического материала, приобретающего реальные очертания, становящегося понятным и лучше запоминающимся на фоне искусственно воссозданного соответствующего исторического и эмоционального окружения.
Основа полноценной экскурсии может быть представлена любым историческим источником: несколькими строчками из литературного произведения или письма современников происходящих событий, изучаемых остатков сооружений или их изображения на фотографиях или открытках, любая вещь, несущая на себе отпечаток определенного исторического времени.
Отдельная составляющая экскурсионной деятельности – использование в процессе планирования и проведения экскурсии музейных фондов, которые есть в распоряжении педагога.
Минимальная информация, сочетающаяся с профессионализмом педагога и постоянным обращением к детской фантазии и воображению, дает возможность создавать экскурсии с любым содержанием и формами именно в данной местности, в которой дети живут и учатся. При этом важнейшим элементом экскурсии выступает ее текстовое сопровождение.
Создавая текст экскурсии необходимо учесть его озвучивание по ходу движения, в нем должны быть четко выделены части, которые соответствуют отдельным этапам занятия, должно организовываться интерактивное общение с детьми и сотрудниками посещаемых в ходе экскурсии учреждений. Также должно быть предусмотрено преодоление препятствий, которые создает нахождение детей на улице.
Правильно составленным текстом уменьшается и даже полностью ликвидируется зависимость экскурсии от места ее проведения, что позволяет проводить экскурсионное занятие в условиях любой местности, даже если на ней полностью отсутствуют интересные с исторической точки зрения объекты.
Объем текста должен быть соответствующим форме экскурсии, если говорить об экскурсии-любовании, то лишние слова могут только помешать достичь поставленную учебную цель, в отличие от экскурсии-реконструкции, где текст и умение педагога его проговаривать имеют решающее значение.