Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Дополнительные формы организации педагогического процесса: экскурсия, дополнительные занятия и консультации

Разновидности дополнительных форм организации учебного процесса и их функциональное значение

Определение 1

Дополнительные формы организации учебного процесса – это вспомогательные педагогические способы реализации учебно-воспитательной деятельности, помогающие его качественному и продуктивному прохождению и функционирующие наряду с урочной формой.

Дополнительные формы организации педагогического процесса характеризуются их возможностью применения, как в рамках классно-урочной системы обучения т.е., выступая частью урока или же разновидностью его организации, так и в сфере лекционно-семинарской системы обучения.

Вспомогательными формами организации учебно-воспитательного процесса являются:

Формы организации обучения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Формы организации обучения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Экскурсии – форма организации учебной деятельности, в ходе проведения которой происходит организация групповых выездов учащихся в места расположения исследуемых объектов: природную среду, театры, музеи, исторические памятные места, производственные объекты. Организация экскурсий сопровождается не только наглядным изучением объектов, но и рассказами, пояснениями гидов. Это помогает непосредственному восприятию учащихся, наглядному ознакомлению с изучаемыми объектами окружающей действительности в их естественном месторасположении. Экскурсии могут носить различную направленность. Если, требуется подготовить учащихся к изучению нового материала, то такие экскурсии носят вводный характер, а если же, требуется закрепить приобретенные знания и навыки и оценить успешность их усвоения, то экскурсии являются текущими и итоговыми соответственно. Кроме того, экскурсии отличаются по своему содержанию. Это зависит от дисциплины, по которой организуется экскурсия. Так, могут организовываться экскурсии естественно-научного характера, исторического, литературного, краеведческого, экономического, культурно-просветительского и т.д. Часто, в учебных заведениях экскурсии организуются таким образом, чтобы помочь развить и дополнить содержание одновременно нескольких дисциплин. Такие экскурсии являются комплексными и помогают учащимся в большей степени представить картину реального мироустройства и развивают предметную интеграцию. Наиболее эффективное выполнение экскурсией своих функций зависит от способностей педагога ее качественно спланировать и организовать проведение, которое будет максимально увлекательным для учащихся, отвечать их интересам и потребностям и, тем самым, способствовать достижению целей и задач обучения.

«Дополнительные формы организации педагогического процесса: экскурсия, дополнительные занятия и консультации» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Дополнительные занятия – форма организации учебной деятельности, ориентированная на устранение недостатков в знаниях по конкретному направлению, дисциплине, тематике отдельной группы учащихся, либо, наоборот углубленному изучению определенной предметной области, отвечающей потребностям, интересам группы учащихся. На дополнительных занятиях происходит разъяснение неусвоенного материала, повторение ранее изученной темы, пояснение по неясным и интересующим вопросам, решение задач повышенной трудности, постановка новых проблем, применение креативного способа мышления для их разрешения.

Консультация – форма организации учебной деятельности, ориентированная на те же цели, что и дополнительные занятия, но носящая эпизодический характер. Консультации могут проводится в индивидуальной и групповой форме. Их организуют при особой потребности учащихся в пояснении текущих вопросов изученной темы, определенных направлений деятельности, для обобщения информации, касающейся подготовки к зачетам, экзаменам.

Домашние задания – форма организации учебного процесса, базирующаяся на закрепление усвоенного на уроке материала посредством выполнения самостоятельных заданий. Такая форма развивает навыки самостоятельной познавательной деятельности помогает осознанию и закреплению теоретической научной информации, преподнесенной на уроке.

Факультативы – форма организации педагогического процесса, применяемая для углубления знаний и навыков в определенной предметной области. Факультативы организуются при наличии группы учащихся, желающих развивать и совершенствовать свои способности и умения, к которым у них имеется склонность. Факультативные занятия организуются по четко разработанной программе, не являющейся идентичной учебной.

Клубы по интересам или кружки – форма организации учебной работы, ориентированная на развитие и совершенствование навыков учащихся в различных сферах деятельности. Они нацелены на развитие инициативности учащихся, формирование их творческих навыков, организацию самодеятельности. Обучение в клубах по интересам осуществляется строго на добровольных началах.

Нестандартные формы обучения, их разновидности и функциональная роль

Определение 2

Нестандартные формы обучения – это формы организации учебно-воспитательного процесса, ориентированные на воплощение концепции личностного развития учащихся, стимулирование их познавательной активности и, отличающиеся от традиционных педагогических методик воспитательного и образовательного воздействия.

Занятия нестандартной формы позволяют развить мыслительные процессы обучающихся в творческом направлении, развить воображение, инициативность, самостоятельность, креативное мышление. Положительный эффект таких занятий реализуется благодаря тому, что они способны увлечь, заинтересовать ребенка, что исключает его чувствительность к внешнему учебно-воспитательному давлению со стороны педагога. Ребенку становится интересен образовательный процесс, и он стремится активно в нем участвовать.

Основная функциональная роль нестандартных форм обучения сводится к их воздействию на развитие творческих способностей личности, мотивов использования в образовательном процессе креативных путей решения проблем, формирование навыков активного творческого поиска, идей.

Нестандартные формы обучения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Нестандартные формы обучения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

К нестандартным формам организации педагогической деятельности относятся следующие:

  1. Игровая форма занятий – различные игры, конкурсы, соревнования, викторины, деловые и ролевые игры, помогающие стимулировать познавательный интерес учащихся.
  2. Форма публичного общения – организация дискуссий, диспутов, диалогов, проведение аукционов.
  3. Фантазийный урок – ролевые игры, воплощение учащимися сказочных персонажей, сюрпризы.
  4. Имитационное занятие – проведение интервью, репортажей, литературных прогулок, путешествий в прошлое, заочных экскурсий.
  5. Комбинированное занятие – урок-консультация, семинар, практикум.
  6. Интегрированное занятие – взаимопроникновение учебных дисциплин друг в друга.
Дата последнего обновления статьи: 27.06.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot