Домашняя работа: понятие и разновидности
Домашняя работа – это форма организации образовательной деятельности, реализуемая в виде самостоятельной работы учащихся по отработке пройденного материала, тренировке навыков решения задач, проведению исследований, созданию проектов и т.д.
Рисунок 1. Домашняя работа. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Домашняя работа является составным компонентом образовательной деятельности. Она тесно связана с иными формами обучения, зависит от их реализации и оказывает на них воздействие. Успешность выполнения домашней работы сказывается на всем ходе обучения и достижении его целевого назначения.
Домашняя работа связана с выполнением учащимися разных возрастных групп и на разных этапах обучения заданий, которые закрепляют их познания, расширяют и углубляют их, а также, формируют основы использования теоретических знаний в практической деятельности разного рода.
Познавательные и творческие способности учащихся активно развиваются в ходе выполнения домашней работы. Кроме того, она стимулирует учащихся к самостоятельному познанию и развитию. Подготовка к самообразованию – ведущее направление образовательной работы на всех уровнях.
Домашняя работа не только развивает знания и навыки учащихся, но и воспитывает их, формируя основы ответственности, аккуратности, усидчивости, навыки организации своей деятельности и потребности в саморазвитии и самосовершенствовании своих навыков.
Домашняя работа бывает следующих видов:
- Задания на восприятие изученного материала.
- Задания на закрепление и углубление знаний и навыков учащихся.
- Задания на формирование практических навыков деятельности, применение теории в разных вариантах и направлениях практической жизнедеятельности.
- Задания на активизацию творческого потенциала учащихся и его развитие.
Домашняя работа дается в разном объеме. Он зависит от конкретной темы исследования, ее изученности на уроке, а также от этапа обучения и уровня развития коллектива учащихся, их успехов в освоении образовательной программы.
Домашняя работа может выполняться в устной и письменной формах. Учащиеся могут проводить исследования, делать эксперименты, писать доклады, решать задачи, составлять проекты, что-то мастерить и конструировать, создавать графики, схемы, таблицы. Любая домашняя работа учит самостоятельности в обучении, расширяет кругозор учащихся и закрепляет их знания и навыки в той или иной области.
Методика организации домашней работы
Поскольку, домашняя работа является формой организации обучения, то она имеет определенную методику реализации. Она опирается на следующие положения:
- Рациональная формулировка задания и хода его выполнения.
- Наличие алгоритма выполнения конкретного домашнего задания (особенно, если оно ново для учащихся).
- Нацеленность домашней работы на закрепление материала, изученного на уроке.
- Соблюдение объема домашней работы, в зависимости от этапа обучения и возрастной категории учащихся, т.е. педагогу необходимо исключить перегрузку учащихся. Объем домашней работы для учащихся начальной школы не должен требовать более двух часов времени на ее выполнение (по всем дисциплинам), для средней школы – не более трех часов и для старшей школы- не более четырех часов.
- Учет динамики работоспособности учащихся по дням недели. оптимальная работоспособность приходится на середину недели. в начале недели учащиеся включаются в работу после выходных, а в конце недели наблюдается спад работоспособности в следствии усталости.
- Отведение на уроке определенного времени на объяснение домашнего задания. Нельзя давать задание «впопыхах», ничего не разъяснив учащимся. Важно, выделить около пяти минут в какой-то части урока для объяснения домашнего задания и его разбора в случае непонимания учащимися.
- Представление домашнего задания в наглядной форме. Задание можно написать на доске, разъяснив там же ход его выполнения и озвучив требования, или показать в учебнике.
Недостатки домашней работы
Помимо развивающего значения домашняя работа имеет и ряд отрицательных свойств. К ним относятся:
- Отсутствие навыков организации самостоятельной учебной работы учащимися. учащиеся не могут выделить оптимальное время для выполнения задания, что приводит к его низкому качеству и большому количеству недочетов. Эта проблема возникает из-за того, что педагоги не объясняют как организовать свою деятельность, сколько времени должно уходить на выполнение задания и т.д.;
- Выполнение практических заданий без предварительной теоретической проработки материала. Учащиеся не понимают, что от них требуется и допускают большое количество ошибок;
- Отсутствие навыков разделение учебного материала на отдельные смысловые части. Это нарушает восприятие задания и приводит к непониманию или неправильному пониманию того, что необходимо сделать;
- Отсутствие навыков самоанализа и самоконтроля собственной деятельности. учащиеся выполняют задание и, даже, не пытаются его проверить;
- Отсутствие дисциплины в выполнении домашней работы. Домашнюю работу необходимо выполнять в тот же день, когда она была задана. Это обеспечивает свежесть восприятия информации по исследуемой теме и ходу выполнения домашней работы. Иначе, знания приобретают более туманный характер и не бут полноценно закреплены;
- Отсутствие контроля за выполнением домашней работы. Родители, далеко не всегда, контролируют ход выполнения ребенком домашней работы. Работа полностью самостоятельная, что не всегда приводит к положительным итогам;
- Отвлечение на другие дела. Домашняя работа может выполняться в разных условиях: включенный телевизор, наличие гаджетов рядом, во время еды и т.д. Все это снижает ее продуктивность;
- Перегруженность домашней работы. Педагоги не всегда учитывают, что помимо их предмета, учащимся необходимо выполнять домашнюю работу по иным дисциплинам. Это приводит к большим объемам домашних заданий, нехватке времени и сил на их выполнение.