Понятие оценки учебных достижений
Оценка – это необходимая составляющая учебного процесса, с помощью которой осуществляют измерение уровня знаний, умений и компетенций учеников, корректируют образовательный процесс и определяют степень достижения поставленных целей.
Оценка учебных достижений – это процесс, направленный на установление степени соответствия реально достигнутых результатов и планируемых целей. В педагогике оценивают объем, системность знаний, а также уровень развития интеллекта, навыков, умений и компетенций.
В последние десятилетия в содержании образования произошел ряд качественных изменений, например, акцент с предметных знаний, умений и навыков в качестве основной цели обучения перенесли на формирование общеучебных компетентностей учеников. Это вызвало изменения в системе оценивания. В такой образовательной парадигме образования традиционная отметочная система оценивания обладает рядом проблем, из-за того, что отметочная система:
это только внешний контроль успешности обучения детей со стороны учителя и школы; не предоставляет полноценных возможностей для формирования у детей самостоятельного оценивания; затрудняет индивидуализацию обучения – учитель затрудняется в фиксировании и положительном оценивании реальных достижений каждого учащегося по сравнению с предыдущими результатами его обучения; малоинформативна – в связи со своей формализованностью и скрытостью критериев оценки отметка не дает возможности определить реальный уровень знаний, а также не дает возможности назначить вектор дальнейшей работы, то есть именно то, что надо улучшить, над чем работать, в какой степени это возможно для данного учащегося; часто носит травмирующий характер – оценочная система в руках учителя часто превращается в орудие манипуляции и психологического давления, которое направляется на ребенка, а с другой стороны – на родителей. Обратная связь часто служит не целям оказания помощи учащимся в улучшении учебных результатов, в социальным и управленческим целям; зачастую оценивает объем и форму выполненной работы, а не качество достижений учеников; * акцентируют внимание на сравнении учащихся между собой, чем снижается активность и мотивация, деморализуют менее успешных учащихся, не позволяя полноценно прогрессировать наиболее успешным учащимся.
Поэтому сегодня востребованными оказываются подходы к оцениванию достижений учеников, которые дают возможность устранять негативные моменты обучения, способствуют индивидуализации учебного процесса, повышают учебную мотивацию и учебную самостоятельность учеников.
Один из таких подходов – формативное, или формирующее, оценивание, которое можно назвать также оцениванием, направленным на улучшение обучения.
Виды оценивания
Основная цель оценивания учебных достижений – определить степень соответствия полученных образовательных результатов предварительно запланированным.
Основные виды оценивания:
- Диагностическое оценивание – это определение начального уровня сформированности знаний, умений и навыков, а также компетентностей учеников. Обычно диагностическое оценивание проводят в начале учебного года или на первом уроке изучения новой темы, главы и т.д.
- Формативное оценивание – это целенаправленный и непрерывный процесс наблюдения за тем как ученик учится. Это оценивание чаще всего не предполагает отметок. Оно базируется на оценивании, соответствующем критериям и предполагает обратную связь. Цель его – скорректировать деятельность учителя и учеников в процессе обучения. корректировка предполагает постановку задач учителем и совместное их достижение с целью улучшить результаты обучения.
Формативное оценивание – составная часть личностно ориентированного подхода к обучению. Из-за этого изменяется роль педагога. Личностно ориентированные технологии дают возможность осуществления организации учебного процесса на основании сотрудничества субъектов. Взаимодействие учителя с учениками не прерывают, а поощряют. Оценку осуществляют непрерывно, оценивают сам процесс движения к качественному результату. Ученики самостоятельно и осознанно определяют собственные пробелы и совместно с учителем устраняют их.
Выделяют несколько компонентов формативного оценивания:
- эффективная обратная связь с учениками со стороны учителя;
- ученики – активные участники собственного учения;
- корректировка процесса обучения, учитывая результат оценивания;
- глубокое влияние процесса оценивания на мотивацию и самоуважение учеников, которые оказывают большое значение на учебу;
- умение учеников самостоятельно оценить свои знания.
Итоговое оценивание – помогает определить уровень сформированности ЗУН и компетентностей на момент завершения изучения темы и раздела к определенному периоду времени. Данный тип оценивания проводят на основании результатов выполнения разных типов проверочных работ – контрольных, лабораторных, исследовательских работ, эссе, сочинений, проектов и пр.
Повышение мотивации в учебном процессе
Разработан целый ряд способов повышения мотивации детей в учебном процессе, использование которых может помочь избежать массы трудностей, в частности, педагогу следует:
- исключить, если это возможно, награждения и призы за задания, которые были выполнены правильно, оценивать только похвалой;
- по возможности, не использовать ситуации соревнования, следует приучать учащихся анализировать и сравнивать собственные результаты и достижения. Ситуацию соревнования можно заменить игровыми видами деятельности;
- стараться не навязывать ребенку учебные цели «сверху». Совместная работа с учениками, направленная на выработку целей и задач – значительно более эффективна;
- не забывать, что резкая критика совершенных ошибок, может вызвать негативные эмоции и отрицательно сказаться на отношении учащегося к учебной деятельности;
- избегать установления временных ограничений, если это возможно, так как это подавляет развитие творчества, а также препятствует развитию внутренней мотивации;
- регулировать уровень сложности заданий, чтобы помогать ппроявлению компетентности каждого ученика;
- давать учащемуся возможность выбора форм и методов достижения поставленных задач;
- подбирать учебные задания, содержащие элемент новизны и непредсказуемости, что поможет активизировать мыслительную деятельности и сформирует внутренний интерес к процессу выполнения заданий;
- предоставлять учащимся возможность совершенствования работы и повышения своей отметки, если в первый раз работа была выполнена ими ранее намеченного времени.