Сущность дидактической игры
Дидактическая игра – это один из методов активного обучения, представляющий собой тип учебных занятий, которые организуются как учебные игры, реализующие несколько принципов игрового и активного обучения и отличающиеся наличием правил, фиксированной структурой игровой деятельности и системой оценивания,
Иными словами, дидактическая игра представляет собой коллективную, целенаправленную учебную деятельности, когда каждый участник и команда в целом объединяются для решения главной задачи и направляют все свои силы на выигрыш.
Виды дидактических игр
Принято выделять следующие типы дидактических игр:
- игры-путешествия направлены на усиление впечатлений, на привлечение внимания детей к тому, что находится рядом;
- игры-поручения по своему содержанию проще, а по продолжительности – более короткие, чем игры-путешествия. Их основой являются действия с предметами, игрушками, а также словесные поручения;
- игры-предположения, когда перед детьми ставят задачу и создают ситуацию, требующую осмысления последующих действий. При этом активно начинает работать мыслительная деятельности детей, они учатся прислушиваться друг к другу;
- игры-загадки – их основой и целью является проверка знаний и находчивости детей;
- игры-беседы – их основа – общение. Основной чертой таких игр выступает непосредственность переживаний, заинтересованность и доброжелательность. Такие игры требуют активизации эмоциональных и мыслительных процессов;
- игры с предметами и игрушками – развивают тактильные ощущения, умение манипулировать разными предметами и игрушками, развивают творческое мышление и воображение;
- словесные игры – направлены на развитие слуховой памяти, внимания и коммуникативных способностей, а также на развитие связной и диалогической речи, умение и желание выражать собственные мысли;
- настольно-печатные – используются в качестве наглядного пособия и направлены на развитие зрительной памяти и внимания.
Основными атрибутами дидактических игр выступают: обучающие и воспитывающие задачи, четкие правила и точная последовательность действий.
Использование дидактических игр для решения задач речевого развития позволяет закрепить и уточнить словарь, изменять и образовывать слова, упражняться составлять связные высказывания, развиваться объяснительную речь. Чтобы правильно выбрать дидактическую игру необходимо знать уровень подготовленности воспитанников. То есть, перед определением дидактической задачи, в первую очередь, необходимо определить какие знания и представления дети должны усвоить и закрепить, какие личностные качества должны у них сформироваться средствами избранной игры.
Применение дидактических игр для речевого развития детей дошкольного возраста
В дошкольном возрасте дети должны овладеть таким словарем, который даст ему возможность спокойно общаться с ровесниками и взрослыми, успешно учиться, понимать произведения литературы, теле- и радиопередачи.
Речь в дошкольном возрасте развивается в соответствии с двумя взаимосвязанными направлениями:
- первое – совершенствование ее практического употребления в ходе общения ребенка со взрослыми и сверстниками;
- второе – речь дошкольника представляет собой одно из орудий мышления, всех его мыслительных процессов и операций.
Дидактическая игра способствует развитию речи детей пополняя и активизируя словарь, формируя правильное звукопроизношение, развивая связную речь и умение правильно выражать собственные мысли.
Основное место в игре отводится работе со звуками, буквами и предложением. Опыт показывает, что нужно достаточно много времени уделять звуковому восприятию слова, формируя при этом фонетические и речевой слух детей.
Использование дидактических игр помогает решать следующие задачи:
- побуждать детей общаться друг с другом и комментировать свои действия;
- закреплять навыки использования инициативной речи;
- совершенствовать навыки разговорной речи;
- обогащать активный словарь;
- формировать грамматический строй речи и пр.
Помимо развития речи, в игре протекает процесс познавательного развития, в связи с тем, что дидактическая игра расширяет представления об окружающей действительности, совершенствует внимание, память, наблюдательность и мышление.
Дидактические игры, направленные на развитие речи в качестве формы обучения детей, содержат два начала: учебное, то есть познавательное, и игровое или занимательное.
Основной стимул познавательной деятельности – не указания со стороны воспитателя, а естественное для дошкольников желание играть. В соответствии с этим воспитатель одновременно выполняет роль наставника и участника игровых действий, а дети узнают массу новой информации.
Задача воспитателя – вызвать в детях интерес к предлагаемой игровой деятельности, подобрать те варианты дидактических игр, в которых у детей была бы возможность активно обогащать свой словарь. Дидактическая игра – широко распространенный метод словарной работы с детьми в период дошкольного детства.
Безусловно, дидактическая игра представляет мощнейшее средство для развития речи у детей младшего возраста еще и по той причине, что они могут быть рекомендованы для домашнего использования родителями в семейном кругу. Для проведения дидактических игр не требуется иметь особые знания в сфере педагогических наук, а также не нужны большие временные и материальные затраты для подготовки игры.
В работе могут быть использованы следующие виды игр: игры, направленные развитие фонетико-фонематической стороны речи, для развития лексической стороны речи, то есть формирование словаря, а также для развития грамматического строя речи.