Роль дидактической игры в развитии дошкольников
Дидактическая игра – это разновидность организации учебного занятия, посредством игровой формы деятельности, базирующейся на принципах игрового обучения и активной деятельности.
Дидактические игры можно охарактеризовать как игры с правилами. Игровые действия в них реализуются по определенным правилам, с которыми знакомятся дети и, которые они должны соблюдать для достижения, поставленной в игре цели.
Рисунок 1. Дидактическая игра. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Дидактические игры занимают приоритетную позицию в системе дошкольного образования. Они используются в качестве средства всестороннего развития личности. различные виды деятельности организуются в форме дидактических игр. Это позволяет придать деятельности увлекательность и обучающую направленность.
Роль дидактической игры в воспитательном процессе дошкольного образовательного заведения и всестороннем развитии личности дошкольника сводится к ряду параметров:
- Нравственное воспитание и развитие подрастающего поколения. Дидактическая игра имеет правила, которые требуют соблюдения в ходе игрового действия. Правила игры олицетворяют нормы морали в обществе. Выполняя правила игры, ребенок учиться регулировать свои поступки, контролировать свое поведение, уважать труд других участников игры и их мнение. Игра развивает волю и самообладание дошкольника, формирует основы тактичного поведения и воспитывает терпимость. Кроме того, разные сюжеты дидактической игры позволяют сформировать представления детей о честности и верности, искренности и решительности, справедливости, ответственности, доброте и взаимопомощи, дисциплинированности.
- Активизация познавательных процессов. В ходе игрового действия происходит решение разнообразных задач, требующих включение мышления в данный процесс. Ребенок стремится решить ту или иную задачу, узнать что-то новое, освоить какое-то новое действие, что активизирует его познавательную деятельность, проявление инициативы в познании и развитии.
- Воспитание интереса к познанию. Процесс познания становится для дошкольника увлекательным в силу своей игровой формы.
- Развитие внимательности. Внимание необходимо при реализации игрового действия, достижения успехов, победы в игре. Ребенок максимально включает внимание в работу.
- Активизация любознательности. Ребенок жаждет достичь конкретной цели игры, а значит, познать что-то новое в окружающем мире.
- Развитие разнообразных способностей ребенка. Игра требует наличие физических и интеллектуальных навыков для выполнения разнообразных игровых операций. Это помогает в развитии важных физических и интеллектуальных свойств личности дошкольника.
- Формирование навыков соблюдения правил. В игре необходимо действовать по установленным правилам.
- Получение представлений о разнообразных жизненных ситуациях. Игры моделируются на основе перенесения реальных жизненных ситуаций в воображаемое пространство.
- Закрепление знаний и навыков. Какие-то знания можно легко закрепить, посредством игровой деятельности. Проигрывание знаний в игре способствует их более скорому усвоению и прочному закреплению в памяти.
Алгоритм использования дидактических игр в познавательном развитии дошкольников
Проведение дидактических игр связано с достижением определенного развивающего эффекта, который они дают. Чтобы активизировать познавательную работу дошкольника, заставить его мыслить и использовать свои мысли в практическом действии, дидактические игры требуют особой организации.
Существует алгоритм использования дидактической игры, как средства познавательной развития ребенка. Данный алгоритм включает в себя следующие стадии организации познавательного игрового занятия:
- Подготовительная работа. Она состоит из вводной беседы, направленной на ознакомление детей с игрой: ее целевым назначением, содержанием, игровым действием и его особенностями. Здесь же, педагог показывает детям дидактический инструментарий, т.е. атрибуты, которые будут использованы в игре, поясняет их назначение и возможности применения.
- Объяснение игрового действия и правил игры. Происходит детальный разбор игры, объясняются правила, которым необходимо следовать, имеющиеся запреты и разрешения, возможности совершения того или иного действия.
- Демонстрация образца игрового действия. Можно показать на личном примере, как играть в данную игру или использовать видео материал, иллюстрации реализации игрового действия.
- Стадия совершения игрового действия. Здесь, важно контролировать и направлять процесс игры, правило руководить совершением того или иного действия, регулировать их последовательность.
- Стадия рефлексии. Она связана с подведением итогов игры. Происходит повторное определение цели игры и оцениваются действия участников, выполняемые для ее достижения, уточняются задачи игры, выясняется ход игрового процесса и моменты, которые были непонятны участникам игры, определяются дети, которым необходима помощь в постижении сути игрового действия. На этой стадии происходит закрепление обучающего эффекта дидактической игры. По сути, обсуждение игры, которая уже завершена, возвращает ее участников (мысленно) в начало игрового процесса, заставляет пережить все эмоции повторно. Это способствует лучшему освоению игрового действия, помогает дошкольникам усвоить правила игры и исключает контроль взрослым при повторной организации игры, а также формирует навыки быстрого схватывания основ игры при знакомстве с идентичными или похожими дидактическими играми.
Дидактическая игра имеет познавательный эффект, если в ней принимает участие (пусть даже косвенное) взрослый. Педагог или родитель могут просто направлять ход игры и контролировать соблюдение ее правил, не мешая самостоятельному игровому действию дошкольников.
Дидактическая игра будет способствовать познавательному развитию учащихся, если она будет формироваться полноценно, т.е. составляться игровое действие и выполняться алгоритм проведения игры. Замены игры познавательной работой, обучением с игровым эффектом не даст должного обучающего и развивающего эффекта.