Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Дидактическая игра как средство формирования навыков безопасного поведения на дороге у детей 5-6 лет

Сущность понятий «игра» и «дидактическая игра»

Определение 1

Игра – это вид непродуктивной деятельности, мотив осуществления которой заключается не в результате ее реализации, а в самом процессе.

Фрейд основой игровой деятельности считал инстинктивные, биологические потребности ребенка. Ребенка толкает к игре чувство собственной неполноценности. Без возможности реально выполнить ту или иную работу, ребенок стремится заменить ее игровой деятельностью.

Смоленцева А.А. определила сюжетно-дидактическую игру, как игру в которой должен быть развернутый сюжет, состоящий из разнообразных ролей, и определенный спектр игровых задач, которые должны решаться непосредственно на основании усвоенных знаний и предлагаться ребенку как игровые правила.

Структура сюжетно-дидактической игры представлена игровыми элементами, которые подчиняются строгим правилам и действиями взрослых, которые занимаются контролем правильности действий участников игры.

Принципы дидактической игры

Смоленцева А. А. сформулировала несколько основных принципов дидактической игры:

  • отобрать знания, которые деть будут получать во время образовательной деятельности;
  • определить возможность использовать эти знания в детских играх;
  • обеспечить взаимосвязь содержания занятий и последующей игровой деятельности;
  • побуждать к включению в игру разнообразных действий взрослых;
  • помогать появлению новых интересных игровых замыслов.

Смоленцева А.А. считает, что на первом этапе реализации сюжета, игра – сюжетно-дидактическая. Здесь взрослый руководит разработкой игрового сюжета, контролирует игровые действия детей, может менять сюжетные роли. На втором этапе сюжетно-дидактическая игра становится сюжетно-ролевой. На третьем этапе дети по своей инициативе начинают придумывать творческие сюжетно-ролевые игры.

«Дидактическая игра как средство формирования навыков безопасного поведения на дороге у детей 5-6 лет» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Возможности применения дидактических игр для формирования навыков безопасного поведения на дороге у детей

Смоленцева А.А. использовала в своей работе сюжетно-дидактические игры математического содержания, но принципы организации таких игр успешно могут использоваться и в работе, направленной на формирование основ безопасного поведения на дороге у детей-дошкольников.

Сюжетно-дидактические игры проводят в ходе самостоятельной и образовательной деятельности на протяжении дня, в качестве одной из форм формирования у детей основ безопасного поведения на дороге. Задания большого количества игр, предназначенных для детей старшего дошкольного возраста, предполагают их взаимодействие между собой: учить договариваться в ходе игровых действий, принимать роль и тактично отказываться от нее, договариваться об особенностям партнерского взаимодействия во время игры, учить спокойному выяснению отношений, без ссор, совместно выбирать иллюстрации и игрушки, подготавливать маршруты, сравнивать их и обсуждать.

В процессе игры дети обмениваются своими знаниями и умениями. Все это способствует увеличению способов использования игр в реальных ситуациях.

Чтобы провести сюжетно-дидактическую игру по выработке правил поведения на дороге, необходимо подготовить игровые материалы заранее. Дети рады поучаствовать в изготовлении атрибутов, а также предметов-заместителей, необходимых для проведения игры.

Во время коллективного труда у детей развивается инициатива, дети получают удовлетворение от того, что используют в своей игре самостоятельно изготовленные атрибуты, оригинально воспроизводя игровой замысел.

Проведение сюжетно-дидактической игры с дошкольниками, направленной на формирование основ безопасного поведения на дороге, должно обеспечивать развитие их познавательных и коммуникативных способностей, которые необходимы, чтобы дети научились ориентироваться в дорожной обстановке. Основными из них являются:

  • возможность вовремя заметить приближающуюся машину;
  • способность оценить величину транспортного средства;
  • изучить сигналы светофора и дорожные знаки;
  • понимать специфику движения транспортного средства и тот факт, что он не может быстро замедлиться, когда видит на своем пути ребенка;
  • понимать потенциальную опасность автотранспорта и тот факт, что на дорогах могут происходить несчастные случаи со смертельным исходом и тяжелыми травмами людей;
  • способность четко и ясно формулировать собственные мысли.

Нельзя забывать, что в любой группе детского сада имеются дети-дошкольники, которые входят в группу риска. К этой категории могут относиться слишком подвижные дети или, наоборот, очень медлительные в движениях и в собственных реакциях на происходящие события. С ними воспитателю следует проводить индивидуальные занятия, учитывающие их особенности и организовывать работу с родителями. Рекомендовано использование новых педагогических технологий, например, создание примеров опасных и безопасных ситуаций на дороге; самостоятельная работа детей в альбомах для рисования или специальных рабочих тетрадях, предназначенных для развития познавательных процессов детей дошкольного возраста; интерактивные опросы; коллективная работа детей, направленная на изучение, осознание и понимание правил дорожного движения, опасности и безопасности в дорожной среде.

Иными словами, если соблюдать принципы и правильное руководство сюжетно-дидактической игрой, то сюжетно-дидактическую игру можно использовать в успешной работе, направленной на формирование у детей старшего дошкольного возраста безопасного поведения на дороге.

Другими, словами, можно сказать, что основной проблемой использования дидактических игр в формировании знаний правил ПДД у детей старшего дошкольного возраста является поиск эффективных форм формирования основ безопасного поведения на дороге.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 22.09.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot