Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Дежурство в ДОУ

Определение 1

Дежурство – это одна из форм организации труда детей в ДОУ, которая предусматривает обязательное выполнение детьми работы, направленной на обслуживание всего коллектива.

Понятие и сущность дежурства в ДОУ

Дежурство является таким видом трудовой деятельности, которая предполагает работу одного ребенка или группы детей на благо всего детского коллектива.

Результаты труда, получаемые в ходе дежурства, кажутся незначительными, однако дежурство имеет огромного воспитательное значение. Это связано с тем, что в дежурстве, в отличие от иных видов трудовой деятельности, выделена общественная направленность осуществляемого труда. Во время дежурства воспитанники осознают значимость той работы, которую они делают. Значимость состоит в том, что своим трудом дети помогают младшему воспитателю или воспитателю, а также трудятся на благо всей группы. Дежурство ставит каждого ребенка в условия обязательного выполнения конкретных дел. Таким образом, дежурство способствует развитию у детей таких личностных качеств как ответственность, заботливость и гуманность по отношению к другим людям.

Замечание 1

Основной целью дежурств в ДОУ является формирование у детей ответственного отношения за порученное им дело, развитие стремления работать на пользу коллектива, установление привычки к систематическому выполнению своих обязанностей.

Достижение поставленной цели осуществляется посредством организации в группе ДОУ регулярных дежурств. В зависимости от возрастной группы, обязанности детей во время дежурств усложняются по форме организации работы и ее содержанию.

Эффективность организуемых дежурств во многом зависит от подхода воспитателя к их реализации. Дежурства не должны носить формальный характер, они должны быть конкретными. Во время дежурств воспитателю и помощнику воспитателя необходимо установить с детьми доверительные взаимоотношения, основанные на сотрудничестве.

В ДОУ различают следующие виды дежурств, в зависимости от содержания труда:

  1. Дежурство по столовой.
  2. Дежурство во время учебных занятий (подготовка и уборка).
  3. Дежурство в уголке природы.
«Дежурство в ДОУ» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Особенности организации дежурств во второй младшей и средней группе ДОУ

Организация дежурств начинается со второй младшей группы со второй половины учебного года. Детей начинают привлекать к помощи при подготовке к завтраку, обеду или ужину, посредством поручения выполнения простейших действий, например, правильно расставить стульчики возле стола, салфетницы и хлебницы на столе и т.д.

Прежде, чем привлекать детей к дежурствам, воспитатель проводит с ним беседы, в которых рассказывает о том, как нужно готовиться к дежурству (мыть руки, надевать фартуки и косынки и т.д.). Первое время воспитатель напоминает детям последовательность подготовки и помогает им приготовиться. Делается это до тех пор, пока дети не усвоят последовательность действий, и не будут выполнять их самостоятельно.

На первых этапах организации дежурств во второй младшей группе, воспитатель и помощник воспитателя используют следующие приемы:

  • совместное с ребенком накрывание на стол;
  • проведение тематических дидактических игр («День рождение Мишки», «Куклы пьют чай» и т.п.);
  • проведение бесед, обсуждений и т.д.
Замечание 2

Таким образом, во второй младшей группе перед детьми на первых этапах организации дежурств ставится задача оказать посильную помощь младшему воспитателю в накрывании стола. Задачей воспитателя и младшего воспитателя является установление доброжелательного взаимодействия, создание положительное эмоционально-психологическое отношение к работе во время дежурств.

В средней группе дети продолжают оказывать помощь по столовой. Отличием является то, что дежурных назначают пару, которая полностью накрывает столы (расставляет посуду, раскладывает салфетки и т.д.) и помогают младшему воспитателю убирать со столов.

Во второй половине года, в средней группе вводятся дежурства по занятиям. Во время дежурств дети самостоятельно готовят столы к учебным занятиям (раскладывают кисточки, ставят баночки с клейстером, кладут индивидуальные салфетки и т.д.). По окончанию занятия дети помогают воспитателю убирать со столов.

Задачей воспитателя является показать ребенку значимость его труда, поддерживать положительную мотивацию на проведение дежурств. Воспитатель учит детей работать в паре, организовывать свою работу, разделять обязанности, оказывать друг другу помощь. Каждый раз, при проведении дежурства, воспитатель напоминает детям значимость их труда не только для всей группы, но и для самого воспитателя и младшего воспитателя, помощь которым они оказывают.

Замечание 3

Таким образом, в средней группе содержание и форма труда во время дежурств усложняются. Расширяются обязанности дежурного.

Особенности организации дежурств в старшей группе ДОУ

В старшей группе дети также дежурят парами по столовой, дежурят по занятиям и добавляется еще один вид дежурств – дежурство по живому уголку.

Дети старшей группы во время дежурства по столовой самостоятельно готовятся к дежурству (моют руки, надевают фартуки, косынки и т.д.), полностью сервируют столы посудой, заранее приготовленной посудой, которую младший воспитатель оставляет для дежурных на раздаточном столе. Несмотря на то, что дети уже в состоянии выполнить всю работу самостоятельно, знают всю последовательность работы, дежурство осуществляется под контролем воспитателя и младшего воспитателя.

Кроме подготовки столов, дежурные помогают убирать со столов. Послу уборки воспитатель или младший воспитатель проверят выполнение работы, дают их работе соответствующую оценку, остальные дети благодарят дежурных за оказанную помощь. Со временем предъявляются требования к темпу выполнения работы. Дети должны работать в быстром темпе, но при этом при этом выполнять работу качественно. Для этого воспитатель помогает детям выполнять работу, учит их экономным приемам, а также как правильно распределять между собой обязанности.

Дежурство по занятиям, так же подразумевает оказание помощи воспитателю как перед, так и после занятий. Дежурные расставляют необходимые материалы и пособия, по окончанию занятия дети убирают со столов все по местам, в том числе и мусор, вытирают столы. Если необходимо, то предварительно дежурные помогают воспитателю выстригать необходимые геометрические фигуры, готовят клейстер и т.д. Воспитатель всячески подчеркивает важность работы дежурных, хвалит их за помощь.

В старшей группе вводится еще один вид дежурств – это дежурство в уголке природе. Начинается оно с начала учебного года. Предварительно воспитатель объясняет детям значимость поручаемой им работы, знакомит их с содержанием работы, как правильно ухаживать за растениями, для чего это необходимо и т.д.

В старшей группе, основной упор делается на организацию общего труда дежурных, посредством объединения детей в пары. Для того, чтобы работа выполнялась хорошо, а у детей вырабатывались необходимые привычки и навыки, их ставят в пары по принципу «умелый с неумелым». Однако в старшей группе дети начинают проявлять избирательный интерес друг к другу, воспитателю необходимо это учитывать и поручать детям дежурство в парах по желанию. Это будет способствовать тому, что товарищи станут поддерживать друг друга, учить сами себя, а весь процесс дежурства проходить в благоприятной психологической атмосфере.

Воспитателю очень важно продумать содержание труда дежурных, с тем, чтобы он не носил формального характера, а был конкретным и необходимым для коллектива. Воспитатель обращается к дежурным как к своим помощникам, одобряет их действия, старательность, инициативу, умение выполнять задания, использовать рациональные приемы. Все это повышает интерес детей к делу. Они чувствуют, что их работа нужна, а поощрение педагогом их действий укрепляет уверенность в своих силах.

Дата последнего обновления статьи: 21.10.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot