Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Организация труда детей

Сущность понятий «труд» и «трудовое воспитание»

Определение 1

Трудовое воспитание – это совместная деятельность детей и взрослых, направленная на развитие у детей общетрудовых навыков и способностей, психологической готовности к труду, а также формирование ответственного отношения к трудовой деятельности и ее продуктам, на осознанный выбор профессии.

Человеческий труд в социуме всегда имеет цель создавать материальные и духовные ценности. Детский труд не может носить такую направленность. Результаты труда детей могут удовлетворить потребности самого ребенка и людей, которые его окружают.

В процессе трудовой деятельности, дошкольники испытывают истинное трудовое усилие, начиная осознавать его значение, направленности на самостоятельное удовлетворение собственных потребностей, без обращения к помощи взрослых. Его включение в труд всегда обеспечивают существенные для него мотивы, в связи с чем, ребенок испытывает высокий эмоциональный подъем и радость от достигнутого результата. Труд увлекает ребенка, позволяя ему чувствовать свои возможности, испытывать радость от достигнутого результата, а совместная деятельности объединяет детей общими эмоциональными переживаниями, помогая в становлении детского общества.

В трудовой деятельности дошкольников ярко выделена связь с игрой. В игре дети осуществляют первые манипулятивные действия, которые напоминают своим характером трудовые: в них обнаруживаются воображаемые трудовые операции. Перенимая на себя роль взрослого, ребенок проникается эмоциональным отношением к выполняемым действиям, то есть волнуется за больного, оказывает внимание пассажирам и т.д.

Условия организации труда детей дошкольного возраста

Труд детей в детском саду отличается разнообразием. Это дает возможность поддержать у них интерес к деятельности, осуществляя всестороннее воспитание.

Выделяют четыре основных вида детской трудовой деятельности:

  • самообслуживание – направлено на заботу о самом себе – умывание, мытье рук, уборка постели и пр. Воспитательная роль данной деятельности заключается, в первую очередь, в ее жизненной необходимости. В связи с ежедневной повторяемостью этих действий, навыки самообслуживания прочно усваиваются детьми и начинают осознаваться в качестве обязанности;
  • хозяйственно-бытовой труд – необходим в ежедневном функционировании детского сада, хотя его результаты и не столь заметны в сравнении с другими видами трудовой деятельности детей и не настолько заметны. Данный труд предполагает поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь в организации режимных процессов;
  • труд в природе - предполагает, что дети будут ухаживать за растениями и животными, выращивать растения в уголке природы и в цветнике. Особенно важно это для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения к живым организмам и любви к живой природе;
  • ручной труд - помогает в развитии конструктивных способностей детей, полезных практических навыков и ориентировки, формирует заинтересованность в работе, готовность с ней справляться, умение оценивать собственные возможности.
«Организация труда детей» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Трудовая деятельность детей-дошкольников в ДОУ организуется в трех основных формах:

  • поручения;
  • дежурства;
  • коллективная трудовая деятельность.
Определение 2

Поручения – это задания, которые периодически дает воспитатель одному или нескольким воспитанникам, с учетом их возрастных и индивидуальных возможностей, наличия опыта, а также воспитательных задач.

Поручения бывают длительными или кратковременными, индивидуальными или общими, простыми или сложными, которые состоят из целой цепочки последовательных действий. Благодаря трудовым поручениям, у детей формируется интерес к труду, чувство ответственности за порученное дело.

Определение 3

Дежурства – это тип детского труда, который предполагает обязательное регулярное выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание всего коллектива.

Дети по очередь включаются в разные виды дежурств, что систематизирует их участие в трудовой деятельности. Дежурных назначают и меняют ежедневно. Дежурства ставят перед ребенком задачу обязательного выполнения определенного дела, нужного всему коллективу. Это помогает воспитанию ответственности перед коллективом, заботливости, а также понимания необходимости своей работы для всех.

Каждая группа в детском саду должна быть обеспечена оборудованием и материалами, необходимыми для организации труда детей. Например, для хозяйственно-бытового труда нужны фартуки, щетки, тазики, подносы. Для работы на участке – лопаты, грабли, лейки и пр. Также нужны различные материалы: семена для посева, корм для птиц и рыб, шишки, желуди, бруски дерева и пр. Все оборудование должно быть хорошего качества и соответствовать возрасту детей.

Оборудование на участке и в группе размещается так, чтобы детям было удобно его брать. Например, целесообразно объединять оборудование в зависимости от типа трудовой деятельности: в уголке природы – лейки, корм для животных и пр., в месте, отведенном под ручной труд – молотки и пилы и пр.

Труд всегда предполагает затрату физических сил и требует напряжения внимания, в связи с чем, необходимо, чтобы он был дозирован с учетом физических возможностей и психологических особенностей детей данного возраста. Под дозировкой трудовой деятельности понимают его длительность, объем, сложность, физические нагрузки, которые могут вызвать утомление.

Стремясь создать гигиенические условия для трудовой деятельности, воспитатель предупреждает возможность его негативного влияния на здоровье детей. Например, работа, которая предполагает зрительное напряжение – пришивание пуговиц или подклеивание книг, должна проходить при достаточном уровне освещенности. Педагог следит за тем, чтобы дети не находились в одной позе продолжительное время. Необходимо обеспечить регулярное проветривание помещений.

Средства трудового воспитания детей-дошкольников должны обеспечить формирование достаточно полного представления, касательно труда взрослых, о труженике и его отношении к делу, а возможностях труда в общественной жизни. К там средствам труда относят:

  • ознакомление с трудом взрослых;
  • обучение трудовым навыкам, организации и планированию деятельности;
  • организация детского труда в доступном для них содержании.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 29.09.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot