Особенности проявления девиантного поведения в подростковом возрасте
Девиантное поведение – это поведение личности, которое не соответствует установленным в обществе нормам и культурным требованиям и приводит к социальному дисбалансу.
Девиантное поведение характеризуется своим отрицательным воздействием на развитие отдельной личности и принесением ущерба другим членам общества. Такое поведение носит регулярный характер и приводит к социальной дезадаптации личности.
Девиантное поведение в подростковом возрасте имеет свои особенности проявления, которые обусловлены спецификой психических процессов организма данного возрастного этапа развития.
Рассмотрим основные особенности проявления девиантного поведения в подростковом возрасте:
- Неразвитость познавательной сферы и отсутствие стремления к получению образования. Все это приводит к низкому уровню развития нравственно-правовой культуры подростка.
- Незнание уголовного законодательства. Подростки, в силу специфике развития их познавательной сферы, оказываются неспособными постигнуть суть отдельных статей уголовного кодекса и не имеют четкого понимания правового поведения, правовых норм.
- Неспособность сопоставлять свои действия и поступки с законодательными нормами. Свои проступки не оцениваются как уголовно опасные деяния. Подросток считает это развлечением, легкой провинностью.
- Неспособность использования правовой информации в конкретных ситуациях.
- Подростки склонны оценивать не последствия своих деяний, а их мотивы т.е. если мотив носит положительный характер, то итоги не считаются им опасными.
- Подверженность чужому влиянию. В данный возрастной период развития, подростки склонны попадать в зависимость от чужого мнения или подражать авторитетам. Поэтому они, часто, вступают в преступные группировку, начинают употреблять запрещенные вещества.
- Стремление к самоутверждению в социальной сфере. Подростки желают проявить себя, занять определенную позицию в коллективе или обществе. Это может быть реализовано различными способами, а в большинстве случаев, противоправными деяниями.
Семейное воспитание, как первостепенная причина развития девиантного поведения подростков
Чаще всего девиантное поведение развивается у подростков, которые живут в неблагополучных семьях и испытывают проблемы с семейным воспитанием.
В подростковом возрасте ребенок нуждается во внимании родителей и обращение их внимания на свою личность, свои проблемы. Если родители не интересуются развитием своего ребенка, то это приводит к формированию у него стремления показать себя, самовыразиться, обратить на себя их внимание или противостоять им (в случае расхождения мнений о его возможностях, направлениях деятельности). Для этого выбираются различные формы девиантного поведения.
В семьях возникает большое количество проблем, связанных с воспитанием и развитием ребенка. Каждая из них может стать причиной развития девиантного поведения и привести к отрицательным последствиям развития подростка.
Семьи с высоким уровнем риска развития девиантного поведения характеризуются следующими параметрами:
- Неполные семьи или семьи, где детей воспитывают бабушки и дедушки;
- Отсутствие взаимопонимания между родителями: постоянные конфликты, напряженная атмосфера, противоречия и недопонимание;
- Образ жизни родителей (или одного из них) характеризуется асоциальной направленностью;
- Семьи, в которых родители употребляют алкогольные, наркотические и иные запрещенные вещества. Их поведение по отношению к ребенку становится равнодушным, а иногда и агрессивным;
- Существование семьи на формальных началах. По сути, родители не заинтересованы в поддержании брачных уз, выполняют свои обязанности формально, но не могут расторгнуть отношения по конкретным причинам: материальные, жилищные и иные проблемы;
- Отклонения от психического развития родителей. Если родители не обладают здоровой психикой, то дать ребенку нормальное психическое развитие они попросту не в состоянии.
Помимо неблагополучных семей, часто, возникают проблемы с воспитанием ребенка и в нормальных семьях.
Выделяют следующие типы неадекватного воспитания детей:
- Безнадзорность. Родители дают ребенку максимальную самостоятельность, предоставляя его «самому себе». Им не интересны его успехи и неудачи, потребности и интересы.
- Наставления. Такое воспитание связано с чтением ребенку нотаций и указаний к действию. По сути, ребенок остается безнадзорным. Имеется только видимость проявления интереса к его воспитанию.
- Полное принятие любого поведения подростка. Родители потворствуют всем прихотям подростка и оправдывают любые его проступки. Наблюдается полная бесконтрольность его деятельности.
- Отвержение. Родители не способны принять индивидуальность ребенка и открыто выражают эмоциональную неприязнь к нему. Это приводит к развитию чувства ненужности и обузы подростком.
- Завышенная требовательность. Родители выдвигают требования к ребенку, независимо от его потенциальных возможностей, ставят жесткие рамки поведения, чтобы сделать из него образцового гражданина.
- Гиперопека. Ребенка хвалят за все. Ему не дается самостоятельности в решении своих проблем и несении ответственности за что-либо. Подростку неведомы трудности жизни. Его эгоизм поощряется родителями.
- Жестокость. Любые отклонения от требований родителей, проступки жестоко караются родителями. Ребенок постоянно получает наказания за мелкие нарушения или неудачи в обучении.
Рекомендации по профилактике и коррекции девиантного поведения подростка
Чтобы достичь положительного результата в коррекции отклоняющегося поведения подростка, родителям и педагогам требуется придерживаться ряда простых правил в организации взаимоотношений с ним. К ним относятся:
- Выбор адекватных совершенному проступку наказаний;
- Избежание проявления агрессии и крика в отношении подростка;
- Избежание оскорбление подростка;
- Соответствие требований возможностям подростка;
- Спокойная реакция на агрессию подростка;
- Формирование навыков конструктивного разрешения конфликтов (хорошо демонстрировать личный пример);
- Предоставление подростку своего внимания ежедневно;
- Выяснение проблем ребенка, проявление интереса к его потребностям и стремлениям;
- Принятие точки зрения подростка в отношении направлений его развития, выбора профессиональной сферы деятельности и т.д.