Понятие «дети группы риска»
На сегодняшний день категория «детей группы риска» исследуется многими науками, такими как педагогика, психология, социология. Это явление достаточно сложное и многогранное, поэтому и является предметом междисциплинарного знания.
Современная наука дает следующе определение понятию «дети группы риска» - это категория детей, которые испытывают трудности в обучении, личностном развитии, социальной адаптации.
Существуют следующие категории детей, которые находятся в группе риска:
- дети с проблемами развития, но у них нет четкого клинического диагноза
- сироты
- дети из неблагополучных семей
- дети из семей где требуется экономическая и психологическая поддержка
- дети с выраженной педагогической социальной дезадаптации
Следует отметить что негативные факторы не всегда могут оказать свое воздействие на детей, находящихся в группе риска. Поэтому за такими детьми ведется особо тщательное наблюдение, педагоги, психологи и социальные работники стараются свести к минимуму воздействие негативных факторов и создать оптимальные условия для нормального развития ребенка.
Причины по которым дети попадают в "группы риска"
Существует несколько причин по которым ребенок может попасть в группу риска:
- злоупотребление алкоголем обоих или одного родителя
- асоциальное поведение одного или обоих родителей (оно может выражаться в не желании работать, создавать семью, попрошайничестве, воровстве, проституции и так далее.
- организация в квартире или доме где проживает ребенок притонов с участием криминальных деятелей
- сексуальное растление детей родителями, другими взрослыми
- убийство в присутствии ребенка
- пребывание одного или обоих родителей в тюрьме
- наличие у одного или обоих родителе й алкоголизма, наркомании, психического заболевания
- нанесение детям телесных повреждений, избиение, жесткое обращение
- бросание детей одних как в квартире, так и на улице
- отсутствие постоянного места жительства у родителей и ребенка
- побеги из дома, конфликты с родителями, конфликты со сверстниками
Чаще всего на дальнейшее асоциальное поведение влияет целый комплекс вышеперечисленным факторов. Если ребенок претерпевает воздействие одного или нескольких факторов, то это наносит непоправимый вред его психическому и физическому здоровью. Все это не проходит бесследно и может привести к серьезным проблемам. У таких детей имеются проблемы с социальной стороны: они не знакомы с нормами поведения, не могут сами себя обслуживать, не знают, как вести себя за столом, процесс адаптации к новым условиям проходит очень сложно. У детей, попавших в сложные жизненные ситуации может наблюдаться гиперсексуальность, нарушение половой ориентации, они склонны к жестокости, агрессии. У этих детей нарушена система социальных ценностей, они отрицательно относятся к учебе, труду. Часто такие дети подвержены вредным привычкам, таким как курение, злоупотребление алкоголем, наркомания, использование нецензурной лексики.
Психологические возрастные особенности «детей группы риска»
Следует подчеркнуть тот факт, что в ходе исследований ученые пришли к выводу что «дети группы риска» отличаются в развитии от своих сверстников, которые воспитываются в полноценных условиях. Их физическое и психическое развитие отличается от развития их сверстников из полных семей. У «детей группы риска» чаще всего замедлен темп психического развития, низкий уровень интеллектуального развития, скудные эмоции и воображение, плохо сформированы навыки регулирования собственного поведения.
Поведение детей, которые оказались в трудных жизненных условиях часто характеризуется вспыльчивостью, раздражительностью, обидчивостью, конфликтностью.
Разные возрастные категории детей имеют разные психологические особенности. Дети дошкольного возраста, которые попали в «группу риска» отличаются низкой познавательной активность, задержками речевого общения, часто конфликтуют со сверстниками. Специализированное учреждение не в состоянии заменить ребёнку реальное материнское воспитание. Дети дошкольного возраста наиболее болезненно переносят, отрыв от семьи. Так как в первые года жизни ребёнок был лишен общения с родителями, в будущем он испытывает сложности в разделении своих переживаний с другими, у него не формируется навык сопереживания. Эмоции их так же бедны, как и познавательная и интеллектуальная деятельность. Дети, которые воспитываются в детских домах, часто позже начинают отождествлять себя и свое отражение в зеркале. Эти дети пассивно относятся к оценке их поведения и достижений взрослыми, в то время как обычно ребенка это волнует и мотивирует. Детям достаточно трудно определять эмоции других людей, что сказывается на их социализации и успешной коммуникации.
У детей младшего школьного возраста, которые попали в «группу риска», чаще всего в наибольшей степени страдает интеллектуальное развитие. Им очень трудно усваивать новый учебный материал, у них наблюдается задержка развития различных видов мышления. Эти дети слабо мотивированы на обучение.
Подростки, попавшие в группу риска, имеют следующие психологические и поведенческие особенности:
- с трудом взаимодействуют с окружающими
- нарушена сфера самосознания
- с трудом осваивают учебный материал
- нарушают дисциплину
Для того чтобы эти дети развивались нормально, необходимо создать определенные условия:
- педагоги и социальные работники должны знакомить их с актуальной информацией, которая соответствует их возрасту
- подросту должна быть предоставлена как самостоятельность, так и ответственность
- подростка необходимо научить принимать самого себя
- подросткам необходимо объяснять нормы и правила адекватного поведения
Необходимо отметить, что возвращение ребёнка из группы риска к нормальной жизни должно происходить под чутким руководством определенных специалистов: психолога, невролога, педагогов, социальных педагогов и так далее, только в этом случае можно надеяться на положительный результат.