Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Дети группы риска

Понятие «дети группы риска»

На сегодняшний день категория «детей группы риска» исследуется многими науками, такими как педагогика, психология, социология. Это явление достаточно сложное и многогранное, поэтому и является предметом междисциплинарного знания.

Определение 1

Современная наука дает следующе определение понятию «дети группы риска» - это категория детей, которые испытывают трудности в обучении, личностном развитии, социальной адаптации.

Существуют следующие категории детей, которые находятся в группе риска:

  • дети с проблемами развития, но у них нет четкого клинического диагноза
  • сироты
  • дети из неблагополучных семей
  • дети из семей где требуется экономическая и психологическая поддержка
  • дети с выраженной педагогической социальной дезадаптации

Следует отметить что негативные факторы не всегда могут оказать свое воздействие на детей, находящихся в группе риска. Поэтому за такими детьми ведется особо тщательное наблюдение, педагоги, психологи и социальные работники стараются свести к минимуму воздействие негативных факторов и создать оптимальные условия для нормального развития ребенка.

Причины по которым дети попадают в "группы риска"

Существует несколько причин по которым ребенок может попасть в группу риска:

  • злоупотребление алкоголем обоих или одного родителя
  • асоциальное поведение одного или обоих родителей (оно может выражаться в не желании работать, создавать семью, попрошайничестве, воровстве, проституции и так далее.
  • организация в квартире или доме где проживает ребенок притонов с участием криминальных деятелей
  • сексуальное растление детей родителями, другими взрослыми
  • убийство в присутствии ребенка
  • пребывание одного или обоих родителей в тюрьме
  • наличие у одного или обоих родителе й алкоголизма, наркомании, психического заболевания
  • нанесение детям телесных повреждений, избиение, жесткое обращение
  • бросание детей одних как в квартире, так и на улице
  • отсутствие постоянного места жительства у родителей и ребенка
  • побеги из дома, конфликты с родителями, конфликты со сверстниками
«Дети группы риска» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Чаще всего на дальнейшее асоциальное поведение влияет целый комплекс вышеперечисленным факторов. Если ребенок претерпевает воздействие одного или нескольких факторов, то это наносит непоправимый вред его психическому и физическому здоровью. Все это не проходит бесследно и может привести к серьезным проблемам. У таких детей имеются проблемы с социальной стороны: они не знакомы с нормами поведения, не могут сами себя обслуживать, не знают, как вести себя за столом, процесс адаптации к новым условиям проходит очень сложно. У детей, попавших в сложные жизненные ситуации может наблюдаться гиперсексуальность, нарушение половой ориентации, они склонны к жестокости, агрессии. У этих детей нарушена система социальных ценностей, они отрицательно относятся к учебе, труду. Часто такие дети подвержены вредным привычкам, таким как курение, злоупотребление алкоголем, наркомания, использование нецензурной лексики.

Психологические возрастные особенности «детей группы риска»

Следует подчеркнуть тот факт, что в ходе исследований ученые пришли к выводу что «дети группы риска» отличаются в развитии от своих сверстников, которые воспитываются в полноценных условиях. Их физическое и психическое развитие отличается от развития их сверстников из полных семей. У «детей группы риска» чаще всего замедлен темп психического развития, низкий уровень интеллектуального развития, скудные эмоции и воображение, плохо сформированы навыки регулирования собственного поведения.

Поведение детей, которые оказались в трудных жизненных условиях часто характеризуется вспыльчивостью, раздражительностью, обидчивостью, конфликтностью.

Разные возрастные категории детей имеют разные психологические особенности. Дети дошкольного возраста, которые попали в «группу риска» отличаются низкой познавательной активность, задержками речевого общения, часто конфликтуют со сверстниками. Специализированное учреждение не в состоянии заменить ребёнку реальное материнское воспитание. Дети дошкольного возраста наиболее болезненно переносят, отрыв от семьи. Так как в первые года жизни ребёнок был лишен общения с родителями, в будущем он испытывает сложности в разделении своих переживаний с другими, у него не формируется навык сопереживания. Эмоции их так же бедны, как и познавательная и интеллектуальная деятельность. Дети, которые воспитываются в детских домах, часто позже начинают отождествлять себя и свое отражение в зеркале. Эти дети пассивно относятся к оценке их поведения и достижений взрослыми, в то время как обычно ребенка это волнует и мотивирует. Детям достаточно трудно определять эмоции других людей, что сказывается на их социализации и успешной коммуникации.

У детей младшего школьного возраста, которые попали в «группу риска», чаще всего в наибольшей степени страдает интеллектуальное развитие. Им очень трудно усваивать новый учебный материал, у них наблюдается задержка развития различных видов мышления. Эти дети слабо мотивированы на обучение.

Подростки, попавшие в группу риска, имеют следующие психологические и поведенческие особенности:

  • с трудом взаимодействуют с окружающими
  • нарушена сфера самосознания
  • с трудом осваивают учебный материал
  • нарушают дисциплину

Для того чтобы эти дети развивались нормально, необходимо создать определенные условия:

  • педагоги и социальные работники должны знакомить их с актуальной информацией, которая соответствует их возрасту
  • подросту должна быть предоставлена как самостоятельность, так и ответственность
  • подростка необходимо научить принимать самого себя
  • подросткам необходимо объяснять нормы и правила адекватного поведения

Необходимо отметить, что возвращение ребёнка из группы риска к нормальной жизни должно происходить под чутким руководством определенных специалистов: психолога, невролога, педагогов, социальных педагогов и так далее, только в этом случае можно надеяться на положительный результат.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 18.04.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot