Технология воспитания – это система научно разработанных и практически апробированных способов, процедур и приемов воспитательной деятельности, позволяющих представить ее на необходимом уровне и обеспечить ожидаемый результат.
Сущность технологии воспитания
Технология воспитания представляет собой сложное динамическое явления, реализуемое на основании организованного и целенаправленного формирования полноценной личности гражданина независимого государства.
Потребности современного общества и требования со стороны государства к формированию полноценной и всесторонне развитой личности, определяют основные цели и задачи технологии воспитания.
Технология воспитания в рамках современной системы образования страны, базируется на идеях демократизма, гуманизма и обновления, а также включает в себя ряд следующих аспектов:
- Реализация целей воспитания, направленных на формирование и развитие разносторонней личности
- Осуществление процесса воспитания исключительно на принципах сотрудничества и демократического взаимодействия между педагогом и детьми
- Внедрение в процесс воспитания принципа интеграции положительных качеств личности
- Внедрение идей по развитию направленности личности – в центре процесса воспитания должна стоят личность ребенка, а не стремление реализации образовательной программы
Технология воспитания основана на следующих факторах:
- Объективные факторы – предполагают формирование у учащихся положительных общечеловеческих качеств, таких как доброта, человечность и честность.
- Субъективные факторы – представлены системой организованных и целенаправленных воздействий на личность каждого учащегося, со стороны педагогов, родителей, сверстников и т.д.
Виды технологии воспитания
Классификация видов технологии воспитания:
В зависимости от философской основы:
- Материалистическая
- Прагматическая
- Гуманистическая
- Антропософская
В зависимости от вида научной концепции:
- Поведенческая
- Деятельностная
- Интериоризаторская
- Нейролингвистическое программирование
В зависимости от категории объекта:
- Индивидуальная
- Групповая
- Коллективная
- Массовая
Одним из наиболее ярких примеров технологии обучения, является технология разработанная Н.Е. Щурковой. Данная технология воспитания названа «Ситуацией успеха». Она направлена на:
- Формирование и культивацию настроения доброжелательности по отношению к окружающим
- Оказание скрытой помощи, направленной на снятие у воспитанника страха перед различными видами деятельности
- Упор на достоинства ребенка, их оглашение
- Повышение мотивации на осуществление деятельности
- Педагогическое внушение и педагогическая оценка
Основные этапы технологии воспитания
Этап первый. Постановка конкретной и четкой цели воспитания.
Цель технологии воспитания по своей сути является гипотетической идей всего реализуемого проекта. Оценку результативности технологии определяют по соотношению поставленной цели и достигнутому успеху.
Этап второй. Разработка актуального содержания «пакета» теоретических оснований.
Она основана на том, что технология воспитания всегда направлена на реализацию конкретных теоретических аспектов и представлений о сущности воспитательного процесса, его основных закономерностях и ведущих педагогических концепций. В зависимости от предпочтений педагога, осуществляется выбор воздействия на ребенка.
Так, если педагог воспринимает процесс воспитания как целенаправленное воспитательное воздействие на личность ребенка, с целью всестороннего формирования его личности, то его выбором будет технология, основанная на жесткой организации деятельности и жизни воспитанников.
В том случае, если педагог понимает процесс воспитания как механизм личностного взаимодействия с каждым из воспитанников, то вся его деятельность, в рамках технологии воспитания, будет направлена на обеспечение воспитаннику позиции субъекта общения и деятельности.
Этап третий. Пошаговая структура деятельности.
Структурными элементами технологии воспитания выступают разнообразные воспитательные ситуации, такие как: функциональная, подготовительная, контрольная и итоговая.
Этап четвертый. Анализ результатов технологии.
На этом этапе происходит осуществление мониторинга, рефлексии и последующей коррекции проделанной воспитательной работы.
Процесс оценивания результатов технологии осуществляется «послойно», начиная от признаков изменений воспитанников, которые «лежат на поверхности», постепенно переходя к глубинным личностным изменениям. Осуществляется процесс оценивания следующим образом:
- Наблюдение за внешним видом детей, их позой, мимикой, движениями и т.д., которые позволяют «увидеть» их личностное отношение.
- Оценка изменений в картине психического и физического здоровья детей. В том случае, если картина ухудшается, например, отмечается нервозность детей, то используемые педагогом средства и методы воспитания в рамках технологии, подобраны не верно, и подлежат тщательному пересмотру.
- Отслеживание изменений в деятельность детей, их взаимоотношениях друг с другом, фиксация новых интересов и предпочтений.
- Наблюдение за изменением в отношении ребенка к самому себе, собственному самоопределению, видению себя в рамках современного общества.
Основными результатами качества реализованной технологии воспитания, являются сами воспитанники. В том случае, если визуально видны изменения в поведении ребенка, его стремлении понять смысл событий и обстоятельств, возникновение желания принимать в них активное участие, обращение к собственному жизненному опыту, пониманию значимости получаемых знаний, умений и навыков, и т.д., то можно сказать об успешности проведенной технологии воспитания.
Настоящее воспитание происходит тогда, когда ребенок «заглядывает в себя», пытается понять смысл событий и обстоятельств, в которых участвует, рефлексивно обращается к своему социальному опыту.