Понятие образовательной системы
Образовательная система – совокупность взаимосвязанных инновационных и образовательных процессов, направленных на предоставление услуг образования населению, а также деятельность по управлению данными процессами.
Признаки образовательной системы:
- Инновационная деятельность. Заключается в обновлении содержания образования (разработка современных и актуальных программ обучения, учебников и методической литературы, педагогических технологий, методов, средств и т.д.).
- Организация учебно-воспитательной работы в рамках образовательного учреждения, с использованием с различных технологий, методов, форм и средств.
- Эффективность конечного результата обучения (сравнение исходного уровня образованности и конечного результата).
Основа образовательной системы:
- Образовательные учреждения, состоящие из классов или групп, различающихся между собой профилем подготовки, возрастом воспитанников, особенностей физического и умственного развития детей и т.д.
- Управление системой образования. Организация учебных заведений в необходимом количестве, согласно потребностям общества. Созданием учебных заведений занимаются органы управления образования на основании социального заказа.
- Законодательство в сфере образования. Образовательная деятельность, реализуется на основании федерального и регионального законодательства.
Таким образом, образовательные системы осуществляют свою деятельность на основании данных полученных по итогам проведения различных диагностик среди детей, с учетом особенностей образовательного учреждения и его возможностей, а также на основании социального заказа со стороны государства и общества.
Характеристика особенностей образовательных систем
Образовательные системы, как объективное явление социально-педагогической действительности, имеют ряд особенностей:
- Наличие конкретной цели и задач. Образовательные системы создаются и функционируют в соответствии с определенными целями и задачами, которые отражают потребности общества в воспитании и обучении подрастающего поколения.
- Целеустремленность и целенаправленность. Основной функцией любой образовательной системы является формирование личности человека. Развитие у каждого члена общества тех задатков, которые будут способствовать его социализации.
- Наличие структуры, состоящей из соподчиненных между собой элементов. Структура образовательной системы сформирована исходя из ее функционального назначения. Каждый элемент является минимальной структурообразующей единицей системы и имеет определенное назначение. От правильности содержания элементов, их характеристик зависит конфигурация и прочность всей системы.
- Наличие разнообразных педагогических технологий. Каждая педагогическая технология направлена на решение определенной дидактической задачи образовательной системы и обеспечивает взаимосвязь ее элементов. В качестве педагогической технологии выступают методы и средства работы с детьми, уровень квалификации педагога и т.д.
- Наличие взаимоотношений между участниками образовательной системы. Характер взаимоотношений определяется социально-педагогическим статусом участников. В зависимости от характера взаимоотношений участников допустима перестройка или адаптация системы. В качестве участников образовательной системы выступают: педагоги, учащиеся, воспитанники, родители.
Компоненты, являющиеся характерными непосредственно для образовательных систем:
- средства воспитания и обучения;
- инвариантные элементы обучения (цели обучения, участники педагогического процесса, содержание и средства воспитательно-образовательного процесса, формы обучения и обучение, педагогические процессы);
- участники образовательной системы, каждый из которых имеет свою определенную цель и выполняет конкретную функцию в рамках образовательной системы.
Классификация образовательных систем. Данная особенность является одной из важных особенностей. На сегодняшний день существует большое количество классификаций образовательных систем, общим среди них является то, что системы принято делить на простые и сложные.
Простые образовательные системы – достаточно автономны. Могут существовать и функционировать как самостоятельно, так и в составе более сложной образовательной системы на правах «подсистемы» (например, урок).
Сложные образовательные системы – состоят из нескольких простых подсистем. Например, общеобразовательная школа. Наиболее сложной образовательной системой, существующей в рамках России, является российская система образования.
Выбор образовательной системы (ее построения) зависит от социального заказа общества конкретной территории или региона.
Помимо этого принято классифицировать образовательные системы в зависимости от назначения. Согласно данной классификации различают:
- систему дошкольного образования,
- систему школьного образования,
- систему среднего профессионального образования,
- систему высшего специального и профессионального образования,
- систему послевузовского образования.
- систему различных дополнительных курсов.
Каждая из данных систем в свою очередь состоит из ряда взаимосвязанных компонентов, представленных различными видами образовательных учреждений. В целом же все образовательные организации образуют единую системы образования РФ.
Наличие обратной связи. Как и другие социальные системы, образовательные системы - открытые, с обратной связью, то есть между ними и средой происходит постоянный обмен информацией и людьми, а также меняют свое состояние на основании обработки информации, полученной из среды, о результатах своей деятельности.
- Динамичность. Образовательные системы не статичны, они постоянно развиваются и совершенствуются под влиянием внешнего окружения и внутренних условий состояния системы.
Образовательные системы можно назвать развивающимися, так как они самосовершенствуются по мере развития, социального и научно-технического прогресса.