Понятие и содержание образовательной системы ВУЗа
На сегодняшний день, одной из ведущих задач образовательной системы страны является подготовка высококвалифицированных кадров. Актуальность данной задачи обусловлена тем, что от успешности подготовки специалистов во многом зависит будущее страны. Качество подготовки специалистов в разных областях так же обусловлено постоянно меняющимися условиями во всех сферах жизнедеятельности человечества. Исходя из этого, стоит вопрос об организации эффективной и инновационной образовательной вузовской среды.
Образовательная система ВУЗа – это система, состоящая из ряда взаимосвязанных компонентов, направленных на обеспечение качественной подготовки специалистов.
Высшее учебное заведение как образовательная система представлена в виде социального института, в рамках которого созданы эффективные педагогические условия, направленные на личностное и профессиональное развитие учащихся (студентов), формирование у них готовности к выполнению своих профессиональных обязанностей.
Образовательная система ВУЗа включает в себя следующие элементы:
- Взаимосвязанные образовательные цели и задачи.
- Личностное и профессиональное развитие каждого студента ВУЗа. Так как студенты ВУЗа, в последующем становятся его выпускниками и соответственно «лицом» учебного заведения.
- Педагогические условия, необходимые для эффективного функционирования ВУЗа и достижения его основной цели.
Ведущими педагогическими условиями образовательной системы ВУЗа является:
- разработка и обоснование определенной модели выпускника ВУЗа;
- необходимый уровень материально-технического и научно-методического обеспечения педагогического процесса ВУЗа (учебная и методическая литература, эффективные учебные программы, оборудованные аудитории и лаборатории и др.);
- необходимый уровень педагогической культуры и педагогического мастерства преподавательского состава, а также культуры обслуживающего персонала;
- комфортная психологическая атмосфера, способствующая эффективности педагогического процесса;
- педагогически обоснованные межличностные отношения и взаимодействие между участниками образовательного процесса;
- максимальное использование образовательного потенциала ВУЗа;
- заинтересованность образовательным процессом со стороны студентов, мотивация на получение новых знаний, умений и навыков по выбранной специальности;
- эффективная система по управлению жизнедеятельностью в ВУЗе как образовательной системы.
Таким образом, образовательная система ВУЗа представлена рядом взаимосвязанных компонентов, каждый из которых имеет значение в организации эффективного педагогического процесса и основной цели образования в ВУЗе.
Факторы образовательной системы ВУЗа
На качество образовательной системы ВУЗы оказывают влияние ряд факторов:
- Эффективный учебный план, который содержит перечень необходимых учебных дисциплин, необходимых для качественной подготовки специалистов.
- Характеристики студентов, отражающие личное отношение к получению специальности, мотивацию на обучение и профессиональный рост.
- Необходимое информационно-методическое обеспечение педагогического процесса и уровень материального обеспечения ВУЗа (научная, учебная, методическая литература, возможность использования Интернет-ресурсов и т.д.).
- Квалификация профессорско-преподавательского состава, а также уровень квалификации вспомогательного и управляющего персонала.
- Использование инновационных педагогических технологий в образовательном процессе ВУЗа, осуществление периодического мониторинга их эффективности и необходимости модернизации.
- Культурная и социальная среда жизнедеятельности студентов на время их обучения в ВУЗе (проживание в общежитии, предоставление условий для занятий спортом, комнаты отдыха, создание удобных бытовых условий и др.).
- Осуществление периодического мониторинга знаний, умений и навыков студентов, с целью осуществления обратной связи, а также корректировки содержания образовательных программ ВУЗа.
Все указанные факторы находятся в тесной взаимосвязи между собой и рассматриваются как подсистема в целостной образовательной системе ВУЗа. Реализация данных факторов должна осуществляться в комплексе, так как только в этом случае можно говорить об эффективности педагогического процесса, организованного в рамках образовательной системы ВУЗа.
Методический и кадровый состав образовательной системы ВУЗа
Методическое обеспечение, необходимое для полноценного существования и деятельности образовательной системы ВУЗа:
- Учебно-методический комплекс, представленный различными источниками информации (учебная и научная литература, монографии, Интернет-источники, методическая литература и т.д.).
- Библиотечный комплекс, занимающийся хранением, учетом, пополнением учебно-методической литературы и обеспечение студентов необходимыми источниками.
- Сотрудничество с издательствами, осуществляющими печать внутривузовских изданий, а также контроль за обеспечением качества издаваемых источников (статьи, методические пособия и т.д.).
- Большое значение имеет и такой компонент образовательной системы ВУЗа, как ее преподавательский состав, так как именно от него зависит качество подготовки будущих специалистов. К преподавателям ВУЗов предъявляются следующие требования:
- Наличие у преподавателей личностных характеристик, необходимых для осуществления педагогической деятельности.
- Четкое представление преподавателя ВУЗа о своей роли в воспитании личности студента, а также о влиянии на формирование у студентов профессиональных умений и навыков.
- Уровень сформированности умений преподавателя в области гностического, проектировочного, конструктивного, коммуникативного, организаторского элементов педагогической деятельности должен быть достаточным для успешного решения педагогических задач, соответствующих конкретной должности преподавателя вуза.