Ценностные ориентиры образования – это основные принципы, идеалы, которые лежат в основе построения образовательной деятельности, ее стратегии и тактики.
Ценностные ориентиры образования включают в себя основы его организации:
- Целевое назначение;
- Задачи;
- Направления;
- Принципы;
- Ценностные установки обучения и воспитания;
- Формы организации учебно-воспитательной работы.
Тенденции современного образования
Современное образование претерпевает изменения, вызванные новыми веяниями социального развития и реалиями времени: информационное развитие, научно-технический прогресс, приоритет личности и ее развития в всех областях деятельности.
Основными тенденциями развития современного образования являются следующие аспекты:
- Культ науки уходит в прошлое. В образовании приоритет ставится на развитие навыков познания и самопознания;
- Образовательная система строится таким образом, чтобы способствовать самопроектированию личности, саморазвитию и самоутверждению подрастающего поколения;
- Познание базирующееся на формировании картины мироздания, путем ее усвоения из знаковой и текстовой информации;
- Человеческая личность – высшая ценность образовательной системы;
- Индивидуальные особенности личности и ее познавательные возможности – ориентир для организации образовательной деятельности;
- Личностная ориентация содержания образования, выбора форм и методов его организации;
- Творческая ориентация образовательных программ;
- Развивающая образовательная деятельность на всех уровнях и стадиях обучения;
- Информатизация образовательного процесса;
- Внедрение новых технологий в образовательную деятельность;
- Переход от когнитивного педагогического процесса к ценностной его ориентации и смысловой организации;
- Изменение роли образовательной деятельности: направленность на подготовку к быстро меняющимся условиям социальной среды, к реальной жизнедеятельности, формирование активной жизненной позиции, стремления к саморазвитию и самосовершенствованию;
- Построение образовательного процесса, основанного на взаимопонимании и взаимодействии его участников;
- В основе развития подрастающего поколения лежит ознакомление с нормами и ценностями культуры;
- Утверждение самоценности человеческой личности, как основы реализации образовательной деятельности.
Таким образом, тенденции современного образования свидетельствуют об изменении ценностных ориентиров педагогического процесса. В ходе обучения и воспитания предполагается приоритетная позиция личности учащегося и создание условий для ее полноценного гармоничного развития.
Ценностные ориентиры современного образования демонстрируют потребности общества и государства, а также отдельной личности к итогам освоения образовательной программы конкретного уровня.
Целевое назначение и задачи современного образования
Современное образование нацелено на всестороннее гармоничное развитие личности каждого учащегося. Это приводит к изменению его ориентиров и ценностных установок. Исходя из общей цели образовательной деятельности, можно выделить ряд подцелей и задач образования:
- Развитие гражданской идентичности личности. Сюда входит патриотическое воспитание, формирование чувства долга и ответственности, развитие чувства причастности к своей Родине и своему народу, формирование основ толерантности и культурной идентичности, признание многообразия культур и возможностей их сосуществования.
- Развитие навыков положительного социального контактирования. Необходимо развить умение устанавливать положительные социальные контакты, стремиться к сотрудничеству, быть готовым оказывать помощь и поддержку другим людям. Сюда же входит и развитие навыков принятия чужого мнения, чужого взгляда и мировоззренческой позиции, признание права каждого гражданина на собственное мнение, его верность и неверность, прав на ошибку и прощение.
- Формирование навыков к обучению. Учащиеся должны уметь пользоваться информационными ресурсами, работать с разными информационными источниками, владеть приемами поиска учебной информации, стремиться к самопознанию и самообразованию.
- Формирование навыков самостоятельности. Необходимо уметь самостоятельно трудиться, принимать решения, получать знания, нести ответственность, вырабатывать собственное мнение и самомнение, формировать адекватную самооценку.
- Формирование гуманных качеств. Сюда входит развитие нравственных ориентиров деятельности, этических качеств и гуманных принципов социального поведения.
- Дифференцированный подход в образовании. Он предполагает разделение учащихся на группы по сходным индивидуальным признакам и потребностям, использование специальных образовательных программ и применение для их усвоения соответствующих методов и технологий.
- Использование в образовательной деятельности основ исследовательской, проектной и творческой деятельности.
- Опора на индивидуальность личности и зону ее ближайшего развития.
Направления и ценностные установки современного образования
Современное образование базируется на новых ценностных ориентирах, предполагающих полноценное социальное, нравственное, интеллектуальное, эстетическое развитие личности каждого учащегося.
Основными направлениями и ценностными установками современного образовательного процесса являются:
- Воспитание гражданских чувств, качеств и гражданской ответственности;
- Воспитание ценностного отношения к Родине, ее народам, культуре и истории, социальным нормам и социальным потребностям;
- Развитие представлений учащихся о своей стране, ее социально-экономическом устройстве, основных институтах и тенденциях развития;
- Развитие представлений о социальной и межкультурной коммуникации и формирование практических навыков ее реализации;
- Формирование практического опыта построения положительного коммуникативного взаимодействия;
- Знание своих прав и обязанностей, законодательных норм и системы наказания за их несоблюдение;
- Усвоение моральных принципов социального поведения и мотивация следования им;
- Формирование уважительного отношения к труду;
- Развитие навыков пользования информацией и ее применения в образовательных целях.