Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Ценностные ориентиры современного образования в России

Определение 1

Ценностные ориентиры образования – это основные принципы, идеалы, которые лежат в основе построения образовательной деятельности, ее стратегии и тактики.

Ценностные ориентиры образования включают в себя основы его организации:

  1. Целевое назначение;
  2. Задачи;
  3. Направления;
  4. Принципы;
  5. Ценностные установки обучения и воспитания;
  6. Формы организации учебно-воспитательной работы.

Тенденции современного образования

Современное образование претерпевает изменения, вызванные новыми веяниями социального развития и реалиями времени: информационное развитие, научно-технический прогресс, приоритет личности и ее развития в всех областях деятельности.

Основными тенденциями развития современного образования являются следующие аспекты:

  • Культ науки уходит в прошлое. В образовании приоритет ставится на развитие навыков познания и самопознания;
  • Образовательная система строится таким образом, чтобы способствовать самопроектированию личности, саморазвитию и самоутверждению подрастающего поколения;
  • Познание базирующееся на формировании картины мироздания, путем ее усвоения из знаковой и текстовой информации;
  • Человеческая личность – высшая ценность образовательной системы;
  • Индивидуальные особенности личности и ее познавательные возможности – ориентир для организации образовательной деятельности;
  • Личностная ориентация содержания образования, выбора форм и методов его организации;
  • Творческая ориентация образовательных программ;
  • Развивающая образовательная деятельность на всех уровнях и стадиях обучения;
  • Информатизация образовательного процесса;
  • Внедрение новых технологий в образовательную деятельность;
  • Переход от когнитивного педагогического процесса к ценностной его ориентации и смысловой организации;
  • Изменение роли образовательной деятельности: направленность на подготовку к быстро меняющимся условиям социальной среды, к реальной жизнедеятельности, формирование активной жизненной позиции, стремления к саморазвитию и самосовершенствованию;
  • Построение образовательного процесса, основанного на взаимопонимании и взаимодействии его участников;
  • В основе развития подрастающего поколения лежит ознакомление с нормами и ценностями культуры;
  • Утверждение самоценности человеческой личности, как основы реализации образовательной деятельности.
«Ценностные ориентиры современного образования в России» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Таким образом, тенденции современного образования свидетельствуют об изменении ценностных ориентиров педагогического процесса. В ходе обучения и воспитания предполагается приоритетная позиция личности учащегося и создание условий для ее полноценного гармоничного развития.

Ценностные ориентиры современного образования демонстрируют потребности общества и государства, а также отдельной личности к итогам освоения образовательной программы конкретного уровня.

Целевое назначение и задачи современного образования

Современное образование нацелено на всестороннее гармоничное развитие личности каждого учащегося. Это приводит к изменению его ориентиров и ценностных установок. Исходя из общей цели образовательной деятельности, можно выделить ряд подцелей и задач образования:

  1. Развитие гражданской идентичности личности. Сюда входит патриотическое воспитание, формирование чувства долга и ответственности, развитие чувства причастности к своей Родине и своему народу, формирование основ толерантности и культурной идентичности, признание многообразия культур и возможностей их сосуществования.
  2. Развитие навыков положительного социального контактирования. Необходимо развить умение устанавливать положительные социальные контакты, стремиться к сотрудничеству, быть готовым оказывать помощь и поддержку другим людям. Сюда же входит и развитие навыков принятия чужого мнения, чужого взгляда и мировоззренческой позиции, признание права каждого гражданина на собственное мнение, его верность и неверность, прав на ошибку и прощение.
  3. Формирование навыков к обучению. Учащиеся должны уметь пользоваться информационными ресурсами, работать с разными информационными источниками, владеть приемами поиска учебной информации, стремиться к самопознанию и самообразованию.
  4. Формирование навыков самостоятельности. Необходимо уметь самостоятельно трудиться, принимать решения, получать знания, нести ответственность, вырабатывать собственное мнение и самомнение, формировать адекватную самооценку.
  5. Формирование гуманных качеств. Сюда входит развитие нравственных ориентиров деятельности, этических качеств и гуманных принципов социального поведения.
  6. Дифференцированный подход в образовании. Он предполагает разделение учащихся на группы по сходным индивидуальным признакам и потребностям, использование специальных образовательных программ и применение для их усвоения соответствующих методов и технологий.
  7. Использование в образовательной деятельности основ исследовательской, проектной и творческой деятельности.
  8. Опора на индивидуальность личности и зону ее ближайшего развития.

Направления и ценностные установки современного образования

Современное образование базируется на новых ценностных ориентирах, предполагающих полноценное социальное, нравственное, интеллектуальное, эстетическое развитие личности каждого учащегося.

Основными направлениями и ценностными установками современного образовательного процесса являются:

  1. Воспитание гражданских чувств, качеств и гражданской ответственности;
  2. Воспитание ценностного отношения к Родине, ее народам, культуре и истории, социальным нормам и социальным потребностям;
  3. Развитие представлений учащихся о своей стране, ее социально-экономическом устройстве, основных институтах и тенденциях развития;
  4. Развитие представлений о социальной и межкультурной коммуникации и формирование практических навыков ее реализации;
  5. Формирование практического опыта построения положительного коммуникативного взаимодействия;
  6. Знание своих прав и обязанностей, законодательных норм и системы наказания за их несоблюдение;
  7. Усвоение моральных принципов социального поведения и мотивация следования им;
  8. Формирование уважительного отношения к труду;
  9. Развитие навыков пользования информацией и ее применения в образовательных целях.
Дата последнего обновления статьи: 12.01.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot