Сущность образовательного процесса ДОО
Учебно-воспитательная деятельность любого образовательного учреждения протекает как целостный образовательный процесс. Такой процесс характеризуется целенаправленностью, специальной организацией, построением взаимоотношений между педагогами и обучающимися, которое эволюционирует во времени, в пределах конкретной образовательной системы и ориентируется на успешную реализацию конкретных целей и задач воспитания.
Цели и задачи педагогического процесса дошкольного образовательного заведения зависят от конкретного этапа исторического развития общества, направлений политики государства в области образования, тенденций текущего этапа развития педагогики и существующей действительности развития дошкольного образования.
Педагогический процесс дошкольного образовательного заведения является целостным, поскольку имеет системный характер т.е. состоит из комплекса взаимосвязанных компонентов, которые находятся в единстве и непротиворечивости и носят деятельностный характер.
Именно для организации дошкольного образовательного процесса, целостность является важной и неотъемлемой чертой. Это связано с тем, что учебно-воспитательный процесс в детском саду, в отличии от школы не предусматривает фиксированных рамок в формах построения учебно-воспитательного процесса. Его целостность рассматривается, как единая направленность мероприятий социальной адаптации и индивидуализации дошкольника, с поддержанием природных качеств личности ребенка, ее культурного становления и развития, внедрение детской личности в социальный и культурный опыт и принятие культурной самобытности, протекание этапов личностного развития и образования в единой направленности.
Целостный педагогический процесс ДОО предполагает его следующую организацию:
- Единая направленность и целостность медицинского, психологического и педагогического эскортирования ребенка. Детский возраст, требует применения персонального подхода для организации сопровождения в развитии психических, соматических, физиологических процессов детского организма.
- Задачи воспитания, обучения и развития разрабатываются в целостности, независимо от числа педагогов, сотрудничающих с детьми.
- Обеспечение среды для целостности протекания процессов жизнедеятельности ребенка. Новые тенденции общественного развития, тенденции макроэкономических и социальных изменений влияют на жизнь ребенка, приводят к ее преобразованию и изменениям в направлениях развития. Жизнь ребенка наполняется новыми культурными реквизитами. Развитие получили новые информационные источники и предметный мир, окружающий ребенка значительно изменился.
- Создание условий для целостного взаимодействия ребенка со взрослыми. Чтобы достичь этой целостности, требуется ознакомиться с семейной обстановкой жизнедеятельности каждого воспитанника, приобщить родителей к воспитательному процессу, чтобы обеспечить его идентичную направленность, а также разработать единую стратегию личностного развития в дошкольной организации и семье.
- Создание целостного образовательного пространства. В современных реалиях, предполагается разработка системы условий, дающих возможности практического претворения индивидуальных желаний и стремлений каждому ребенку и обеспечивающие гармоничное взаимодействие с детским коллективом. Образовательное пространство строится на основе принципа изменчивости, что позволяет детям выбирать деятельность в зависимости от своих предпочтений и интересов.
Построение образовательного процесса дошкольного учебно-воспитательного заведения
Организация образовательного процесса детского сада основывается на следующем построении:
- Постановка цели деятельности ДОО. Основным целевым назначением работы дошкольного учреждения образования и работы педагогического коллектива является развитие личности ребенка. Помимо этой цели, могут быть поставлены подцели, предполагающие достижение конкретных результатов в определенных областях.
- Принципы деятельности ДОО. Деятельность дошкольного образования основывается на принципах целостности, гуманизации, индивидуализации, демократизации, противоречивости и рефлексии.
- Предоставляемые учебно-воспитательные услуги и характеристика содержания области реализации учебно-воспитательного процесса.
- Определение области деятельности педагогического состава.
- Определение совместных областей деятельности педагога и воспитанника, а также семьи.
- Прогнозирование достижения развивающего эффекта деятельности дошкольного заведения.
Цели, задачи и функциональное значение целостного образовательного процесса в ДОО
Образовательный процесс дошкольного учреждения нацелен на развитие детской личности. Исходя из поставленных целей, процесс воспитания и обучения детского сада базируется на следующих основных задачах:
- Становление культурных сторон личности каждого ребенка, привитие основных культурных ценностей и наследия.
- Расширение глубины духовного мира детей.
- Всестороннее развитие личности, с учетом возрастной специфики, половой принадлежности, индивидуальных характеристик.
- Насыщение жизни детей яркими эмоциями, чувствами и переживаниями.
- Развитие способностей и навыков саморазвития, самоутверждения, самостановления и саморазвития.
Целостность педагогического процесса предполагает создание таких условий в детском саду, которые дают возможность полноценно развивать личность во взаимосвязи и взаимодействии всех структурных элементов ее организации.
Целостный образовательный процесс дошкольного учреждения несет следующее функциональное значение:
- Во-первых, он выполняет стимулирующую функцию. Она основана на внедрении в учебно-воспитательное пространство тех элементов, которые создают условия для развития активности ребенка в познавательной, физической, духовной, нравственной, культурной сфере деятельности.
- Во-вторых, он выполняет регулирующую функцию. В процессе учебно-воспитательной деятельности производится организация поведения и направленности деятельности ребенка.
- В-третьих, он выполняет коррекционную функцию. В процессе протекания воспитательных мероприятий, осуществляется исправление проблемных моментов, связанных с психическим и физическим развитием ребенка.
- В-четвертых, он выполняет психотерапевтическую функцию. Она основывается на бережном и уважительном отношении к личности ребенка.