Беседа и ее значимость в процессе обучения
Беседа как метод обучения детей диалогической речи – это разговор, имеющий целевое назначение и тематику, тщательно спланированный педагогом и ориентированный на конкретную группу детей.
Применение беседы, в качестве приема для обучения детей построению диалогов, строится на основе тщательной предварительной подготовки. Обязательно требуется выбрать тему беседы. Она должна быть доступной для детского восприятия и понимания, интересной для ребенка. В ходе беседы должны быть отражены реальные процессы и явления окружающего мира.
Беседа является ценным методом интеллектуального развития ребенка. Она строится на основе вопросно-ответной формы, что дает возможность ребенку воспроизводить не какие-то случайные, а именно ценные факты, развивает умение сравнивать и анализировать.
Беседа способствует развитию мыслительной деятельности и речи. Речь ребенка становится более верно построенной, логически обоснованной. Дети учатся формированию оценочных суждений, образных выражений, обобщению фактов.
Беседа помогает развивать навыки эффективного общения ребенка. Дети учатся слушать своего собеседника и отвечать на его вопросы, отражая содержание вопроса, дополняя необходимую информацию в речь собеседника и исправляя ее ошибки.
В процессе беседы происходит расширение словарного запаса ребенка. Беседа строится таким образом, чтобы основная доля суждений приходилась на ребенка. Воспитатель только задает вопросы и вносит поправки в ответы детей. Дети же, стремятся отыскать более правильные ответы на вопросы, применяя подходящие слова и речевые обороты.
Рисунок 1.
Беседа в обучении дошкольников имеет и огромное воспитательное значение. Любой разговор наделен большим нравственным содержанием. Дети отвечают на вопросы о том, как можно вести себя в обществе, поступать в различных ситуациях, приходят к пониманию причин необходимости соблюдения правил социального поведения. Также, сама форма беседы носит воспитательный характер, поскольку является организационной. В ходе беседы, дети обучаются проявлению такта, терпению. Она развивает любознательность и стремление к общению у ребенка.
Беседа помогает объединить дошкольников в группы по интересам. Так начинает развиваться интерес ребят друг к другу, происходит перенимание опыта между детьми. Беседа помогает устранить стеснение ребенка, развивает его навыки свободного высказывания своих мыслей.
Значимость беседы исключительна. Она помогает развитию ребенка, делая его более активным и инициативным, обучая при этом сдержанности.
Беседа выступает средством обучения детей построению коммуникативных связей. Она может быть применена в учебно-воспитательном процессе дошкольного заведения только, опираясь на иные методы исследования окружающей действительности.
Правила организации эффективной беседы
Чтобы беседа приносила должный воспитательный и обучающий эффект, необходимо соблюдать несколько правил ее организации:
- Ограниченность времени проведения беседы. Недопустимо, чтобы беседа проходило длительный временной промежуток, поскольку она активизирует мыслительную деятельность ребенка и вызывает умственное перенапряжение.
- Задавание вопросов всему детскому коллективу, с последующим переходом на индивидуальные вопросы. Важно, акцентировать внимание на работе всех детей, поэтому задавать вопросы нужно так, чтобы ответчик выбирался произвольно.
- Постоянная смена ответчиков. Нельзя постоянно давать отвечать на вопросы одни и тем же детям, даже при их желании. В беседе должно участвовать максимальное количество детей. Можно включать детей в беседу на основе запрашивания у них краткого ответа на вопрос.
- Управление ответами детей. Важно, организовать беседу так, чтобы дети отвечали по одному, а не выкрикивали хором свои ответы.
- Не допускается перебивание ребенка в ходе его ответа. Необходимо дать ребенку высказаться до конца, прежде чем вносить поправки в его ответ. Также, нельзя расширять ответ ребенка, вытягивая из него информацию. Вполне допустимо ограничиться кратким ответом, соответствующему знаниям ребенка по данному вопросу.
- Проведение беседы в естественной и непринужденной форме. Дети должны чувствовать себя комфортно при ответах на вопросы. Нельзя принуждать детей отвечать, если они совершенно этого не желают.
- Не уходить от темы беседы. Ответ, на поставленный вопрос, либо сам вопрос, может вызвать у ребенка какие-то ассоциации, касающиеся другой тематики, но от темы не стоит удаляться.
- Учет индивидуальных особенностей развития и личных качеств каждого ребенка. Это предполагает особое построение беседы. Некоторых детей нужно подтолкнуть к ответу, другим требуется задать дополнительные вопросы в связи с их ограниченными знаниями. Одни дети соображают быстрее, другие медленнее. В этой связи нужно подготовить медленно думающих детей к беседе заранее, а учащимся с расширенными знаниями и особо активным можно задавать дополнительные, более сложные вопросы.
Содержание беседы
При организации бесед, педагоги используют программный материал. Он включает в себя разделы, содержащие информацию об устройстве окружающего мира: природы и общества.
По своему содержанию беседы бывают:
- На бытовые темы;
- О трудовой деятельности;
- О социальном устройстве и жизни в обществе;
- О природе;
- О сказках иной литературе и ее героях;
- О досуге.
Содержание беседы обязательно должно быть эмоциональным. Беседу нужно начинать с того материала, с тех высказываний, которые заинтересуют детей, разовьют их интерес к продолжению беседы.
Содержание беседы раскрывается в ее основной части, посредством вопросов, включающих мыслительную деятельность и активизирующих речевой аппарат.
Содержание беседы нацелено на уточнение мыслей ребенка, придание им яркости и насыщенности, развитие новой мысли на базе старой. В ходе беседы происходит расширение знаний детей о различных объектах, процессах и явлениях окружающего мира.