Понятие барьеров в педагогическом взаимодействии
Барьер общения – это явление субъективной природы, возникающее в объективно сложившейся ситуации, сигнал появления которого – острые отрицательные эмоциональные переживания, сопровождающиеся нервно-психическим напряжением и препятствующие процессу взаимодействия.
Иными словами, барьер общения – это психическое состояние, которое проявляется неадекватной пассивностью субъекта, препятствующей выполнению им определенных действий. Барьер предполагает усиление негативных переживаний и установок – стыда, вины, страха, тревоги и низкой самооценки, которые ассоциируются с задачей.
Установка – это стереотипная готовности действовать в той или иной ситуации определенным образом. Такая готовность возникает на основании прошлого опыта индивида.
Педагогическое общение – это специфическое межличностное взаимодействие педагога с воспитанниками, которым опосредуется процесс усвоения знаний и становление личности в учебно-воспитательной деятельности.
Сущность барьеров в педагогическом общении и причины их возникновения
Педагогическое общение – важная составляющая педагогического процесса. Чтобы организовать эффективное педагогическое общение, педагогу необходимо обладать необходимой системой коммуникативных умений и навыков, а также социально-психологическими компетенциями.
Адекватность восприятия и передачи учебной информации во многом зависит от наличия или отсутствия барьеров педагогического общения. Если барьеры имеют место быть, то информация, передаваемая педагогом, может искажаться, теряется ее первоначальный смысл, а в отдельных случаях он может совсем не доходить до учеников.
К основным причинам возникновения барьеров педагогического общения относят:
- возникновение отрицательных эмоциогенных ситуаций в процессе общения, которые негативно отражаются на эмоциональном и психологическом состоянии педагога;
- затруднения со стороны педагога в действиях с предметом познания. Если педагог слабо владеет необходимым объемом учебной информации, то может возникать эмоциональное напряжение в процессе педагогического общения;
- возникновение противоречий между передаваемым знанием и его принятием со стороны учеников в случае, если переданная учебная информация воспринимается и понимается учениками, но из-за разных причин они отказываются принимать это знание;
- негативная реакция на отрицательную оценку достигнутого результата.
Основные типы барьеров педагогического общения
Барьеры общения бывают двух основных видов:
- коммуникативные – возникают, когда собеседники не понимают и не воспринимают речь друг друга по различным причинам;
- психологические барьеры – возникают в ситуации, если собеседники не в состоянии понять друг друга в связи с различными психологическими проблемами, например, негативным первым впечатлением, стеснением и пр.
В педагогическом общении выделяют следующие барьеры:
- боязнь детского коллектива – характерна для педагогов в начале карьеры, которые хорошо владеют учебным материалом, но боятся самой мысли о контакте с детьми;
- отсутствие контакта – педагог действует автономно от коллектива детей, в то время, как необходимо быстро и оперативно взаимодействовать с детьми;
- сужение функций общения – педагог сводит процесс общения с детьми исключительно к темам обучения и не принимает во внимание значимость социально-личностной функции педагогического общения;
- негативная установка на детский коллектив, которая формируется у педагога заочно, до его знакомства с детьми и зависит от отзывов других педагогов, имеющих неудачный опыт взаимодействия с классом;
- прошлый негативный опыт, который базируется на том, что ранее педагог не мог выстроить эффективное взаимодействие в детьми и потому заранее настроен на то, что у него не получится установить контакт с детским коллективом;
- несовпадение установок, которое базируется на том, что педагог приходит в детский коллектив с интересным замыслом, а дети воспринимают его равнодушно;
- боязнь педагогических ошибок - предполагает, что педагог боится опоздать на урок, оговориться, не уложиться во время занятий и пр.;
- подражание – основано на том, что молодой педагог еще не имеет собственной установки поведения и подражает манерам других педагогов, механически перенося чужой стиль общения на собственную педагогическую индивидуальность.
Способы преодоления барьеров педагогического общения
Чтобы предупредить возникновение барьеров педагогического общения либо преодолеть их необходимо соблюдать следующие правила:
- организуя процесс педагогического общения, необходимо обеспечить преобладание разума над эмоциями;
- использовать многообразие видов и форм общения не только в качестве основного фактора передачи знаний и умений, но и в качестве фактора развития и становления детской личности;
- понимать значимость педагогического общения, не только в качестве основного фактора передачи знаний и умений, но и в качестве фактора развития и становления детской личности;
- не допускать отрицательных эмоций – гнева, раздражения, недовольства и пр.;
- уметь держать собственные эмоции под контролем;
- ориентироваться на положительные качества детей в период выстраивания взаимоотношений с ними. Это обязывает их быть лучше и более уважительно относится к учителю, дорожить его хорошим отношением, стремиться общаться;
- научиться занимать место ребенка в общении, не преувеличивая собственные заслуги и не демонстрируя знаков превосходства.