Цели и задачи аттестации работников ДОО
Аттестация педагогических кадров – это комплексное оценивание уровня квалификации, педагогического профессионализма и продуктивной деятельности работников образовательных учреждений.
Цель аттестации – определение степени соответствия уровня профессиональной компетентности педагогических работников требованиям квалификационных характеристик и присвоение им соответствующей квалификации.
Аттестация способствует непрерывному профессиональному и личностному росту педагогических кадров. Порядок проведения аттестации педагогических работников ДОО закреплен в приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 7.04.2014 года № 276 «Об утверждении порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность". Зарегистрирован приказ в Минюсте России 23.05.2014, а в силу вступил 14 июня 2014 года.
В соответствии с действующим порядком, аттестацию проводят с целью установить соответствие уровня квалификации педагогических работников требованиям, которые предъявляются к квалификационным категориям, либо подтвердить соответствие педагогических работников занимаемым должностям на основании оценки их профессиональной деятельности.
Нормативными документами в этом случае являются:
- Закон РФ «Об образовании»;
- Приказ Минобрнауки России от 7.04.2014 года № 276;
- Трудовой кодекс РФ;
- Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих от 26.08.2010 г.;
- Номенклатура должностей педагогических работников организаций, которые осуществляют педагогическую деятельность.
К основным задачам аттестации относят:
- стимулировать целенаправленность, непрерывность в повышении уровня квалификации педагогических кадров, их методологическую культуру и личностный профессиональный рост, использование ими современных педагогических технологий;
- повышать эффективность и качество педагогической деятельности;
- выявить перспективы применения в практической деятельности потенциальных возможностей педагогических кадров;
- принимать во внимание требования федеральных государственных образовательных стандартов к кадровым условиям реализации образовательных программ во время формирования кадрового состава ДОО;
- определить необходимости повышать квалификацию педагогического работника;
- обеспечить дифференцированную оплату труда педагогических кадров, учитывая установление квалификационной категории и объем их педагогической работы;
- учитывать требования федеральных государственных образовательных стандартов к кадровым условиям реализации образовательных программ во время формирования кадрового состава организации.
Порядок аттестации работников ДОО
Проводят оценку профессиональной деятельности в ходе аттестации, которая предполагает процесс анализа качества решения разнообразных функциональных задач и определяет компетентность педагога, которая выступает как важнейший элемент оценки в процессе аттестации.
Компетентность – это комплексное проявление педагогом знаний, умений, способностей и личностных качеств, которые дают возможность успешного решения функциональных задач, составляющих суть профессиональной деятельности педагога ДОО.
В соответствии с новым порядком сохранено два типа аттестации:
- аттестация педагогических работников, для подтверждения соответствия занимаемой должности;
- аттестация педагогических работников, чтобы установить квалификационную категорию.
Аттестацию на подтверждение соответствия занимаемой должности проводят один раз в пять лет, если у сотрудника отсутствует первая или высшая квалификационная категория.
Проведение аттестации на подтверждение соответствия педагогических работников занимаемой должности предполагает ряд необходимых шагов, наиболее значимым из которых является создание аттестационной комиссии, которая состоит из:
- председателя комиссии;
- заместителя председателя;
- секретаря;
- членов комиссии;
- председателя выборного органа первичной профсоюзной организации.
Состав аттестационной комиссии утверждают распорядительным актом работодателя – приказом.
Составляют список работников, подлежащих аттестации, а также график ее проведения, и утверждается это также в распорядительном акте работодателя – приказе. С этим документом работников необходимо ознакомить под подпись не менее, чем за 30 календарных дней до назначенного дня аттестации. От прохождения аттестации освобождают следующие категории работников:
- работники, которые отсутствовали на рабочем месте более 4-х месяцев в связи с заболеванием;
- беременные женщины;
- женщины, находящиеся в декретном отпуске;
- работники, имеющие квалификационную категорию;
- лица, проработавшие на занимаемой должности менее 2-х лет в организации, которая проводит аттестацию.
Аттестацию работника ДОО проводят на заседании аттестационной комиссии. Заседание считают правомочным, если на нем присутствует не менее 2/3 от общего количества членов аттестационной комиссии. Аттестацию проводят при участии аттестуемого работника. Если аттестацию проходит педагогический работник, вместе с этим являющийся членом комиссии, то он не принимает участия в голосовании по своей кандидатуре.
Результаты аттестации заносят в протокол, который подписывают председатель, заместитель председателя, секретарь и присутствующие на заседании члены аттестационной комиссии. Оформлять аттестационный лист не требуется.
Работодателю необходимо ознакомить педагога, прошедшего аттестацию, с выпиской из протокола в течение трех рабочих дней после того, как она была составлена, под подпись.
Таким образом, аттестация – необходимый этап в работе педагога, позволяющий ему не только подтвердить «право» находиться на своем месте, но и повысить свою категорию, а также подталкивающий к саморазвитию и профессиональному становлению.