Понятие арт-терапии
Арт-терапия – это направление в психотерапии, основанное на занятиях пациентов творчеством (в первую очередь, изобразительным).
У арт-терапии нет ограничений и противопоказаний, она всегда ресурсна и может быть использована практически во всех направлениях психотерапии, в педагогике, в социальной работе и бизнесе.
Любой человек может выражать себя и свои чувства через мелодию, звуки, движения и рисунки. Иногда это является единственным доступным человеку способом заявить о себе, как о творческой личности.
Сегодня существует два основных подхода понимания арт-терапии и практической работы по этому направлению:
- арт-терапия в качестве направления психотерапии, связанного с использованием в отношениях между специалистом и клиентом разных видов искусства;
- арт-терапия в качестве одного из направлений психотерапии, связанного с использованием в отношения специалиста и клиента визуальных и пластических средств самовыражения.
Направления арт-терапии
Известно два основных направления арт-терапии, выделенных на основании использования произведений искусства и творческих продуктов.
- Использование готовых произведений, принадлежащих мастерам изобразительного искусства и музыкального творчества, отражающие сложность и динамичность переживаний. Их использование помогает снизить беспокойство клиента, связанное с отсутствием умения рисовать, писать музыку или сочинять стихи.
- Использование плодов самостоятельного творчества – в творческом процессе индивиды самостоятельно создают уникальные и оригинальные работы – коллажи, мелодии, рисунки, песни и пр.
На основании используемых видов искусства и средств творческого самовыражения, принято различать изотерапию, глинотерапию, куклотерапию, библиотерапию, музыкотерапию и пр. Создание рисунков, например, относят к изотерапии, изготовление кукол и работу с ними - к куклотерапии и пр.
Уровни применения арт-терапии
На сегодняшний день арт-терапию используют многие психологи и педагоги. Здесь необходимо понимать и уметь распознать уровень осуществления работы:
- Арт-терапия в качестве профессии – в таком случае специалист будет называться арт-терапевтом. Чтобы иметь возможность работать на данном уровне, специалист должен пройти курсы повышения квалификации на основании уже имеющегося у него педагогического, психологического, медицинского образования, которые по продолжительности займут не менее двух лет.
- Использование методов арт-терапии – оно не предполагает, что специалист является арт-терапевтом. Он имеет специальное психологическое образование и работает в рамках других направлений, например, юнгианского анализа или гештальт-терапии, и при этом использует отдельные методы арт-терапии, например, проективный рисунок.
- Использование техник арт-терапии – в таком случае специалист имеет четкое представление о том, какие конкретные приемы и техники арт-терапии он может использовать в своей работе, например, «Мой герб».
Цель, задачи и особенности арт-терапии
Цель арт-терапии – восстановить и гармонизировать психическое состояние человека, сформировать у него способность находить оптимальные для него способы поведения.
Задачи арт-терапии:
- фокусировать внимание клиента на его собственных ощущениях и чувствах;
- создавать наилучшие для него условия, помогающие осознать, проговорить те представления, мысли и чувства, которые он привык подавлять;
- помочь найти социально приемлемые способы выражения положительные и отрицательных эмоций.
Процессу арт-терапии характерны некоторые особенности, которые отличаются его от других психотерапевтических направлений и связаны с тем, что отношения клиента, участников группы и арт-терапевта опосредованы продуктом творческой деятельности клиента.
Основными особенностями являются:
- триадичность – наличие триады клиент – продукт творческой деятельности – терапевт. Клиентом создается продукт творчества, он рассказывает о нем и получает обратную связь;
- экспрессивность – творческая работа и ее результат помогают выразить чувства через визуальные, аудиальные и пластические средства;
- метафоричность – собственное мировоззрение индивид выражается в художественном образе;
- креативность – предполагает создание уникального творческого произведения;
- научение – человек, создавая творческий продукт, приобретает опыт самоощущения, самопознания и самовыражения в творческой деятельности, а воспринимая произведения искусства получает представления о мировосприятии, ценностях, переживаниях и жизненном опыте автора;
- ресурсность – процесс создания рисунка или скульптуры, сочинение сказки или музыки актуализируют и развивают спонтанность, эксперименты, позволяя осознать и выразить свою неповторимость;
- материализация – в результате творческой деятельности выражены представления и переживания автора, которые могут быть рассмотрены, изучены и даже изменены.
Основные механизмы процесса арт-терапии
Творческое самовыражение предполагает, что клиент создаст уникальную, неповторимую работу – рисунок, скульптуру, аппликацию, коллаж, сочинение, песню и пр.
Проекция проявляет себя в том, что индивид переносит на изобразительный продукт неосознаваемые или скрытые потребности, переживания и представления.
Сублимация предполагает выражение в социально-приемлемой форме потребностей и эмоций.
Объективация – индивид свои переживания изображает и проговаривает вслух после того как выполнит каждое упражнение.
Рефлексия представлена осознанием индивидом собственных потребностей и переживаний, представлений о самом себе и людях, мире и там, как он воспринимается окружающими, включая участников группы.