Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Роль арт-терапии в иерархии направлений

Все предметы / Психология / Роль арт-терапии в иерархии направлений

Основы арт-терапии

Определение 1

Арт-терапия – это одно из направлений экспрессивной терапии, которое связано с созданием визуальных образов клиентом.

Направление арт-терапии сегодня рассматривается как совокупность психологических методов воздействия, использующих язык изобразительной экспрессии и психотерапевтических отношений.

Арт-терапия. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Арт-терапия. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Арт-терапия используется при психокоррекции, психопрофилактике, реабилитации, психодиагностике, консультировании, а не только с целью лечения. Экологический и мягкий подход к человеку является безусловным достоинством арт-терапии. Арт-терапия акцент делает на потенциал здоровья и силы человека, на естественное проявление чувств и мыслей, возникающих в творчестве.

Идея, лежащая в основе арт-терапии – это положение о тесной взаимосвязи художественного творчества с развитием личности. По мнению Л.С. Выготского, искусство является способом уравновешивания человека с миром в самые критические минуты жизни. Сила искусства обеспечивает организму человека баланс и равновесие. Тезисы арт-терапии, считает Л.Д. Лебедева, относительно целительной силы искусства понятны и это создает иллюзию доступности в освоении и применении метода. Арт-терапия на самом деле является самостоятельной областью теоретических знаний и практической работы.

Интеграция теорий и методов психологии, культурологии, медицины, педагогики является особенностью методологии арт-терапии. Объясняется это спецификой объекта арт-терапии, которым является психологическое здоровье человека.

Готовые работы на аналогичную тему

Арт-терапия является уникальным средством, в основном, невербального общения, а это значительно повышает коммуникативную компетентность участников. Символическая речь, которую использует арт-терапия, точно отображает чувства и переживания и сближает людей.

Термин арт-терапия появился благодаря А. Хиллу, которым было замечено, что изобразительная деятельность имеет терапевтический эффект – автор наблюдал этот эффект с туберкулезными больными в санаториях и описал его в своей работе. В переводе с английского языка термин означает художественную терапию, причем акцент в ней делается не вообще на искусство, а на его визуальные разновидности.

Термин арт-терапия в своей эволюции отражает процессы обособления медицинского, социального, педагогического направления. Основу её составляет применение художественной творческой деятельности как лечебного, отвлекающего, гармонизирующего фактора.

Арт-терапия в иерархии направлений

Если говорить о видах арт-терапии, то их может быть столько же, сколько существует творческих занятий для людей, но психологи чаще и активнее используют некоторые её виды, среди которых основной вид - изотерапия, предполагающая рисование.

В основе изотерапии лежала теория психоанализа. С помощью интерпретаций и ассоциаций, рисунки прорабатывались клиентом, в которых выражались глубинные процессы. Любой творческий процесс, как показала практика, является сам по себе исцеляющим. Изотерапия, не имеющая противопоказаний, является классикой арт-терапии и считается самым простым и эффективным её видом.

Также к традиционным направлениям относятся музыкотерапия, библиотерапия, сказкотерапия, драматерапия, танцевальная терапия, игровая терапия.

Клиенты этих видов арт-терапии слушают музыку, читают и обсуждают литературные произведения, включая сказки, становятся актерами, разыгрывая те или иные ситуации без главного героя и без драматизации проблем, получают возможность переживать эмоции через танец, быть участниками ролевых игр и прорабатывать проблемы, связанные с развитием личности.

К интересным и эффективным направлениям арт-терапии относятся инновационные, но менее распространенные направления:

  • Этнотерапия, основанная на традициях, ремеслах, этнических обрядах, предполагает включение коллективного бессознательного в переживания опыта прошлых поколений. Благодаря этнотерапии прорабатывается самоидентификация человека, идет поиск себя и своего места в мире. Она раскрывает ресурс, связанный с опытом предков, не осознаваемый в реальной жизни;
  • Нейрографика, разработанная художником П. Пискаревым. В абстрактной форме на рисунок выносятся вопросы и неосознаваемые проблемы. Работа с рисунком способствует перестройке нейронных связей и дает возможность выхода скрытой неиспользуемой энергии для достижения целей;
  • Цветотерапия, суть которой заключается в воздействии на человека цветовых волн. Поскольку по своим характеристикам волны имеют различия, то оказывают на организм и его органы определенное влияние. В результате тело само справляется с физическими и психологическими проблемами. Цвет, на клеточном уровне, оказывает успокаивающее и стимулирующее действие;
  • Транс-персональная арт-терапия, напрямую связанная с практиками холотропного дыхания. Это одно из направлений, где используется практика изменения состояния сознания с помощью дыхательных упражнений или медитативных техник. В работе с этим направлением должен работать очень опытный арт-терапевт;
  • Глинотерапия, раскрывающая в человеке новые эмоции, ощущения, переживания. Зрительное и тактильное воздействие помогают «сплавить» нематериальные страхи, запреты, убеждения с материальным миром, с которым через лепку человек по-новому взаимодействует.

Среди новых направлений арт-терапии надо назвать фуд-арт, маскотерапию, терапию воском, тканевую терапию и др.

Различие между арт-терапевтическим занятием и уроком рисования

Различие заключается в несовпадении приоритетных целей. На уроках рисования главная цель в том, чтобы научить ребенка основам изобразительной деятельности. Здесь есть нормативная отметка знаний и умений ученика.

Основная цель арт-терапевтических занятий – психотерапевтическая и коррекционная диагностика в сочетании с косвенной. Здесь нет отметок за работу, нет оценочных суждений: красиво, некрасиво, правильно, неправильно.

Замечание 1

Большую ценность в арт-терапевтических занятиях представляет не эстетическая сторона продукта, а искренность, открытость в выражении чувств, индивидуальный стиль самовыражения.

На уроках рисования учитель задает содержание и порядок деятельности, со строгим контролем, а на арт-терапевтических занятиях предоставляется свобода и самостоятельность. Участники сами определяют замысел, цветовое и композиционное решение, самостоятельно контролируют последовательность своих действий и полностью всю работу.

Отличительной особенностью занятия и урока является стиль общения, методы и приемы воспитательного взаимодействия. Руководитель не вмешивается в творческий процесс, чтобы не снизить терапевтический эффект занятия.

Частными принципами арт-терапевтического взаимодействия являются такие:

  • в ребенке должны поддерживаться его достоинство и позитивный образ «Я»;
  • проговариваются только ситуации, поступки и последствия, а не личность и характер ребенка;
  • сравнивают ребенка не с другими детьми, а только с самим собой;
  • запрещается применение негативных оценочных суждений и приклеивание «ярлыков»;
  • не навязывать ребенку вопреки его желанию способов деятельности;
  • творческую деятельность ребенка принимать и одобрять, независимо от ее содержания и качества.
Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Валентина Николаевна Норина

Эксперт по предмету «Психология» , преподавательский стаж — 38 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис