Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Естественно-научная и гуманитарная парадигмы в психологии

Все предметы / Психология / Естественно-научная и гуманитарная парадигмы в психологии

Сущность понятия «парадигма»

Определение 1

Парадигма – это образец или модель постановки проблем и их решений.

Это понятие ввел в 1962 г Т. Кун. Он считал, что парадигмами являются признанные научные достижения, которые в течение времени дают модель постановки проблем и их решений.

Замечание 1

Как признанный эталон научного достижения парадигма включает закон, теорию, практическое их применение, метод, оборудование и др.

В ходе научной революции одна парадигма, господствующая в течение определенного времени, может смениться другой. Ученые предполагают, что в науке одновременно может развиваться несколько парадигм.

Последствием развития психологии как науки является отсутствие общепризнанной научной парадигмы. Довольно часто один и тот же психологический факт может трактоваться на основе разных психологических концепций.

Т. Кун считал, что зрелость науки должна характеризоваться наличием общепризнанной парадигмы.

Если одна научная парадигма переходит к другой, то речь идет о научной революции, пример таких переходов - переход от геоцентрической системы Птолемея к гелиоцентрической системе Н. Коперника в астрономии или переход от психологии сознания к бихевиоризму в психологической науке.

Данный термин употребляется на общефилософском уровне и на уровне ограниченной области научных знаний.

По логике Т. Куна современная психология требованиям нормальной науки не отвечает и переживает очередную революцию.

Определение этому термину с точки зрения психологической науки дает Г. Айзенк, считая её теоретической моделью, которую разделяет большая часть работников в данной области. Эта теоретическая модель включает согласованные методы исследования, принятые нормы доказательства и опровержения, процедуры экспериментальной проверки.

Готовые работы на аналогичную тему

В более общей типологии парадигм Г.А. Ковалев выделяет объектную, субъектную, субъект-субъектную парадигмы. Человек в первой парадигме выступает пассивным объектом и продуктом внешних условий. Во второй парадигме человек оказывает преобразующее воздействие на психологическую информацию, поступающую извне. С точки зрения субъект-субъектной парадигмы психика выступает в качестве открытой системы, находящейся в постоянном взаимодействии со средой.

По мнению Дж. Келли хорошая психологическая теория должна выражаться языком абстракций, а в индуктивном опыте построения теории личностных конструктов для психолога каждое исследование индивидуума является проблемой формирования концепта.

Поскольку любая практика исследований нуждается в теоретических обобщениях, то и психология, как наука, нуждается в прочном фундаменте – в метатеории, которая представляет собой глобальную теоретическую систему. Данная система предназначена для анализа методов и законов объектной теории.

Естественнонаучная парадигма в психологии

Естественнонаучная парадигма в психологии по времени возникновения является первой, сформировавшейся во время становления психологии как самостоятельной науки.

Естественно-научная и гуманитарная парадигмы в психологии. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Естественно-научная и гуманитарная парадигмы в психологии. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Позитивизм Канта стал основой естественнонаучной парадигмы психологии, имеющей такие признаки:

  • безусловно принимаемые посылы – пространство, время, материя, реальность;
  • всё существующее представляет собой некую величину и количество;
  • окружающий мир упорядочен;
  • происходящие события чем-то обусловлены;
  • человек способен понять мир и изучить его.

Объективность и и истинность теоретических положений естественнонаучной психологии проверяется эмпирически, потому что знания она получает с позиции систематического эмпиризма.

Основным фундаментальным отличием естественных наук является опора на чувственное познание, на эмпирические факты. Привязанные к чувственному опыту рассуждения, носят в основном, по отношению к нему объясняющий характер.

Все научные концепции должны соответствовать реальной природе изучаемых феноменов, а в изучаемом явлении должны быть выделены его отдельные признаки. Исследователь при изучении того или иного феномена не должен вмешиваться в исследование.

Природа феноменов носит упорядоченный характер – из этого исходит естественнонаучная психология, поэтому она стремится к выявлению закономерностей каузального типа.

В проведении качественных и количественных исследований, естественнонаучная психология отдает предпочтение последним и в изучаемые явления пытается определить вклад одних факторов независимо от других.

Замечание 2

Познать то или иное явление, означает определить его место в системе научных знаний.

Естественнонаучная психология обладает публичностью – это значит, что исследователь предоставляет данные в такой форме, чтобы другие исследователи могли проследить обоснованность гипотез, способ тестированности, результаты и, следовательно, соответствие выводов полученным результатам.

У истоков становления естественнонаучной парадигмы в психологии стояли психологи Г.Т. Фехнер, В. Вундт, Э. Титченер, У. Джеймс.

Естественнонаучная парадигма предъявляет основное требование к исследованию – это его объективность, т.е. получение надежных данных, понимаемых однозначно.

Данная парадигма опирается на основные методы – наблюдение и эксперимент, а исследователь занимает позицию незаинтересованного субъекта.

Что касается изучения внутреннего мира человека, то оно не имеет принципиальных отличий от исследования других объектов.

Гуманитарная парадигма в психологии

Многие авторы отмечают, что в основе получения психологического знания должна лежать гуманитарная парадигма, а источником неоспоримых фактов – естественнонаучная парадигма. Это говорит о том, что в исследовании психической реальности обе парадигмы необходимы.

Гуманитарная парадигма ориентируется на рациональность, предметом заботы которой является культура. Гуманитарная парадигма, по мнению исследователей, обращена к духовному миру человека, к его личностным ценностям и смыслам жизни.

Замечание 3

В науке гуманитарная парадигма представляет собой познание самого человека, природы и общества. Во все сферы общественной жизни она вносит «человеческое измерение».

У истоков гуманитарной парадигмы стоял И. Кант, а её корни уходят к исследованиям немецкого социолога и психолога В. Дильтея. По его мнению формы познания природы и общества являются чуждыми друг другу сферами бытия, поэтому их надо различать. Он показал ограниченность естествознания, разграничил сферы его применения и метафизики в вопросах существования Бога и души.

В переводе с латинского языка «гуманитарный» означает человеческая природа. Что касается исследований в гуманитарных науках, то их отличает крайняя степень субъективности – одни делают попытку объяснить явления, другие пытаются внести новый смысл, а третьи – в соответствии сл своими идеалами, стремятся повлиять на них.

У объектов и знаний этих наук А.И. Васильев выделяет общие свойства, исходя из трех фундаментальных идей:

  1. психические функции человека рассматриваются как социально обусловленные;
  2. человек рассматривается как активная творческая и конкретная индивидуальность;
  3. основное понятие гуманитарной психологи – это понимание и интерпретация.

Основными чертами гуманитарной психологи являются:

  • сознание как основа объективного знания, способное объективно отражать социальные отношения;
  • качественные особенности психологических феноменов понимаются без разложения их на отдельные элементы;
  • направление исследований на постижение существенных особенностей феноменов;
  • конструирование общих паттернов на основе индуктивного метода;
  • контроль исследователем соответствия своих идей наблюдаемым феноменам;
  • изучаемые феномены определяются концептуально;
  • гуманитарная психология стремится к объяснению содержания феномена, а объяснительным принципом является социально-культурная личность человека.
Замечание 4

В гуманитарной парадигме понимание выступает как особый научный метод, являясь и процессом и результатом познания.

Базой гуманитарной парадигмы является философия экзистенциализма и герменевтики. На первый план экзистенциализм выдвигает абсолютную уникальность человеческого бытия, а герменевтика определяется как метод, теория истолкования текстов различного рода.

В психологии направлением гуманитарной парадигмы является гуманистическая психология.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Валентина Николаевна Норина

Эксперт по предмету «Психология» , преподавательский стаж — 38 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис