Понятие воспитательного потенциала
Воспитательный потенциал – это комплекс условий и средств, которыми определяются педагогические возможности урока, образовательного учреждения, семьи и т. д.
Проблема воспитательного потенциала урока в начальной школе, касается различных сторон функционирования классно-урочно-предметной системы в современной школе. База развития и воспитания детей – фундаментальные знания, которые он получает в ходе образовательной деятельности. При этом становление лично не должно ориентироваться только на усвоение определенного набора знаний, также оно должно развивать самостоятельность, личную ответственность, созидательные способности и человеческие качества, которые предоставят ему возможность учиться, действовать и эффективно трудиться в современных экономических условиях.
Содержание современных учебных программ начальной школы имеет значительный воспитательный потенциал. На его реализацию влияет целенаправленный отбор содержания учебного материала, который предоставляет учащимся образы истинной нравственности, патриотизма, духовности, гуманизма и гражданственности.
Талант педагога заключается в чувствовании возможностей преподаваемого предмета сформировать моральные, волевые, интеллектуальные, эмоциональные личностные качества.
Содержание учебного предмета на уроке представляет мощный инструмент влияния на структуру детской личности. Но внесение позитивных изменений в эту структуру под силу только тому педагогу, который сам в полной мере освоил этот инструмент и понимает его воспитательные возможности.
Реализация воспитательного потенциала содержания учебных программ может быть достигнута при условии:
- если решаются воспитательные задачи на каждом уроке в единстве с задачами обучения и развития личности школьника;
- целенаправленно отбирается содержание учебного материала, предоставляющего учащимся образцы подлинной нравственности;
- использование современных образовательных технологий;
- организация творческой исследовательской деятельности детей на уроках и во внеурочное время.
Развитие образовательного потенциала учеников младших классов
Развитие образовательного потенциала учеников – основное направление работы общеобразовательных учреждений в соответствии с новыми образовательными стандартами. В связи с этим необходимо создать такую систему психолого-педагогического сопровождения, при которой дети смогут раскрыть свои возможности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
Современные стандарты рассматривают процессы обучения и воспитания в качестве системы условий, которыми обеспечивается развитие детей. У них формируются не только предметные, но и надпредметные и личностные компетенции. Вместе с высоким уровнем знаний, не менее важная задача воспитания – социализация школьников.
Должна быть разработана такая система оценки качества образования, которая будет соответствовать новым стандартам. Она уже не может представлять простую оценку знаний учеников, должно отслеживаться формирование надпредметных компетенций учеников, их личностное развитие, а как итог – уровень социализации.
В школе должен сформироваться дифференцированный подход к способностям, склонностям, интересам и возможностям детей. В связи с этим процесс воспитания должен учитывать индивидуальные возможности детей, особенности их развития и пр. Особое внимание на современном этапе из-за введения новых образовательных стандартов уделяют индивидуальным воспитательным траекториям для разных категорий учеников.
К психолого-педагогическим результатам развития воспитательного потенциала младших школьников относят:
- перестройку познавательных интересов – начинает формироваться произвольность, продуктивность и устойчивость, то есть развивается произвольное внимание, восприятие и память, в первую очередь, механическая;
- развитие мышления – наглядно-образное мышление переходит к словесно-логическому и рассуждающему на уровне конкретных понятий;
- усвоение общеучебных навыков, умения читать, писать, совершать арифметические вычисления, накапливаются знания;
- развитие саморегуляции поведения и воли;
- формирование адекватной самооценки;
- расширение сферы общения;
- развитие рефлексии - ребенок осознает, что, зачем и насколько правильно он делает.
Иными словами, выпускник начальной школы должен иметь ряд сформированных компонентов его ведущей деятельности, то есть учебной:
- высокий уровень овладения учебными навыками и действиями;
- развитую познавательную сферу, соответствующую уровню актуальных возрастных норм;
- развитое мышление и нормальный уровень интеллектуального развития;
- нормальный или высокий уровень учебной мотивации, сформированные учебно-познавательные мотивы;
- сформированный контроль и самоконтроль;
- положительная самооценка;
- развитая и соответствующая возрасту стабильная эмоциональная сфера.
Именно младшие классы – время проявления первых способностей, склонностей, интересов, резервных возможностей детей, в связи с чем крайне важно именно в этот период создать каждому ребенку ситуацию успеха в той деятельности, которая для него лично значима, необходима положительная эмоциональная оценка любых достижений детей. В связи с этим возникает необходимость расширять и внедрять различные психологические программы в рамках дополнительного образования, которые способствуют максимальному раскрытию личности каждого учащегося, где он мог бы почувствоваться себя по-настоящему успешным.
Однако все это не исключает возможности психологической поддержки ребенка, которая должна оказываться и на более ранних этапах развития, но в младшем школьному возрасте становится максимально востребованной. Иными словами, воспитательный потенциал младших школьников в условиях внедрения новых стандартов должен развиваться не только учителями-предметниками, но и педагогами-психологами, которые помогут в повышении психологической компетентности всех участников образовательной деятельности.