Структура, тип, цели и задачи урока
Урок – это основная форма организации целенаправленного взаимодействия педагога с обучающимися, направленного на достижение целей и задач обучения и воспитания.
К основным характеристикам современного урока относят следующие аспекты:
- формулирование темы занятия самими учащимися. Задачей учителя является подведение учащихся к осознанию темы;
- ученики самостоятельно формулируют цели и задачи. Учитель только задает наводящие вопросы, предлагает задания, помогающие учащимся правильно формулировать практические цели;
- ученики, используя помощь педагога, могут разработать практический план достижения поставленных целей;
- ученики выполняют учебные действия в соответствии с разработанным планом. Учителем работа организуется индивидуально, в парах или в группах, он проводит консультации учащихся;
- правильность выполнения заданий проверяют с использованием самоконтроля и взаимоконтроля;
- возникающие недочеты или ошибки ученики исправляют самостоятельно, поясняя суть затруднений;
- ученики самостоятельно оценивают результат своей деятельности, то есть проводят самооценивание, а также взаимооценивание, то есть оценивают результаты деятельности своих товарищей;
- рефлексия – ученики обсуждают свои успехи в достижении цели урока;
- домашнее задание составляется, учитывая индивидуальные особенности учеников, предполагает возможность выбирать упражнения разных уровней сложности;
- на протяжении всего урока учитель выступает как советчик, консультируя учащихся на каждой стадии урока.
На основании этих аспектов и осуществляется анализ урока.
Схема анализа урока по ФГОС
К основным пунктам, рассматриваемым экспертом при анализе современного урока выступают следующие: цель, организация урока, способы мотивации учеников, соответствие требованиям ФГОС, содержание урока, методика и психологические моменты.
В карте эксперта должны быть указаны ФИО учителя, полное название образовательного учреждения, класс, название предмета, автор УМК или учебника, тема урока и дата проведения.
В ходе анализа урока изучают:
- Н наличие основных целей – образовательной, воспитательной и развивающей. Настолько достигнута каждая из целей, насколько достигнуты практические цели, которые поставили сами учащиеся.
- Организацию урока: его тип, как он структурирован, какие выделены этапы, время, отведенное на каждый этап, соответствие структуры и применяемых методов для достижения цели и содержания урока.
- Способы мотивации, применяемые учителем.
Соответствие урока требованиям ФГОС:
- насколько урок ориентируется на стандарты нового поколения;
- развитие УУД;
- использование современных технологий: ИКТ, исследовательских, проектных и пр.
Содержание урока:
- степень правильности освещения учебного материала с позиций, соответствующих возрасту учеников;
- степень соответствия урока и его содержания требованиям образовательной программы;
- развитие самостоятельности и познавательной активности посредством создания ситуаций, необходимых, чтобы применять собственный жизненный опыт школьников, то есть осуществление взаимосвязи теории и практики;
- связь нового и ранее изученного учебного материала, наличие межпредметных связей.
Методика проведения урока:
- степень актуализации имеющихся знаний и способов учебной деятельности, формирование проблемных ситуаций и наличие проблемных вопросов;
- методы, применяемые педагогом, соотношение репродуктивной и исследовательской или поисковой деятельности. Сравнение примерного количества репродуктивных и исследовательских заданий;
- преобладание деятельности учащихся по сравнению с деятельностью педагога, объем самостоятельной работы учеников, ее характер;
- использованные методы получения новых знаний, применяемые педагогом;
- использование диалога как одной из форм общения;
- использование нестандартных ситуаций, необходимых, чтобы учащиеся могли применить полученные знания;
- наличие обратной связи между учителем и учеником;
- сочетание разных типов работы: групповая, фронтальная, индивидуальная, парная;
- дифференцированное обучение: использование заданий разного уровня сложности;
- целесообразность применения средств обучения, соответствующих тематике и содержанию урока;
- применение демонстрационных и наглядных материалов, чтобы мотивировать и иллюстрировать информационные выкладки, решать поставленные задачи, соответствие количества наглядного материала на уроке целям и содержанию занятия;
- действия, направленные на развитие умений самооценки и самоконтроля учеников.
Психологические моменты в организации урока:
- рассматривает ли учитель уровень знаний каждого отдельного ученика и его способность обучаться;
- направленность учебной деятельности на развитие памяти, речи, мышления, восприятия, воображения и внимания;
- чередование заданий разной степени сложности, разнообразие видов учебной деятельности;
- наличие пауз для эмоциональной разгрузки учеников;
- оптимальность объема домашнего задания, дифференцированность их по уровню сложности, могут ли ученики выбирать домашнее задание, четко ли даются инструкции по выполнению домашнего задания.
В зависимости от мнения эксперта, за каждый пункт выставляются баллы - от 0 до 2:
- 0 баллов – полностью отсутствует рассматриваемый критерий,
- 1 балл – критерий присутствует частично,
- 2 балла – критерий присутствует в полном объеме.
При анализе структуры занятия, необходимо принимать во внимание разнообразные типы уроков по ФГОС, то есть урок усвоения новых знаний, комплексного применения знаний и умений, актуализация знаний и умений, систематизация и обобщение знаний и умений, контроль, коррекция, комбинированный урок, каждому из которых свойственная собственная структура.
При оценивании соответствия анализируемого урока требованиям ФГОС, следует оценивать результаты, которые представлены универсальными учебными действиями. Эксперт должен указать определенный вид действий и группу, к которой они отнесены.
Например:
- регулятивные: ученики самостоятельно формулируют цель урока, составляют план, действуют в соответствии с ним, оценивают результат собственной работы;
- познавательные: ученики извлекают информацию из предложенных источников, подвергают ее анализу, классификации, сравнению и пр.;
- коммуникативные: ученики четко формулируют собственную позицию, могут понимать других, считывать явную информацию или подтекст, сотрудничают;
- личностные: ученики хорошо ориентируются в системе ценностей, могут выбирать правильные направления, оценить поступок, найти мотив совершенного действия.