Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Анализ урока в соответствии с требованиями ФГОС

Структура, тип, цели и задачи урока

Определение 1

Урок – это основная форма организации целенаправленного взаимодействия педагога с обучающимися, направленного на достижение целей и задач обучения и воспитания.

К основным характеристикам современного урока относят следующие аспекты:

  • формулирование темы занятия самими учащимися. Задачей учителя является подведение учащихся к осознанию темы;
  • ученики самостоятельно формулируют цели и задачи. Учитель только задает наводящие вопросы, предлагает задания, помогающие учащимся правильно формулировать практические цели;
  • ученики, используя помощь педагога, могут разработать практический план достижения поставленных целей;
  • ученики выполняют учебные действия в соответствии с разработанным планом. Учителем работа организуется индивидуально, в парах или в группах, он проводит консультации учащихся;
  • правильность выполнения заданий проверяют с использованием самоконтроля и взаимоконтроля;
  • возникающие недочеты или ошибки ученики исправляют самостоятельно, поясняя суть затруднений;
  • ученики самостоятельно оценивают результат своей деятельности, то есть проводят самооценивание, а также взаимооценивание, то есть оценивают результаты деятельности своих товарищей;
  • рефлексия – ученики обсуждают свои успехи в достижении цели урока;
  • домашнее задание составляется, учитывая индивидуальные особенности учеников, предполагает возможность выбирать упражнения разных уровней сложности;
  • на протяжении всего урока учитель выступает как советчик, консультируя учащихся на каждой стадии урока.

На основании этих аспектов и осуществляется анализ урока.

Схема анализа урока по ФГОС

К основным пунктам, рассматриваемым экспертом при анализе современного урока выступают следующие: цель, организация урока, способы мотивации учеников, соответствие требованиям ФГОС, содержание урока, методика и психологические моменты.

В карте эксперта должны быть указаны ФИО учителя, полное название образовательного учреждения, класс, название предмета, автор УМК или учебника, тема урока и дата проведения.

В ходе анализа урока изучают:

  1. Н наличие основных целей – образовательной, воспитательной и развивающей. Настолько достигнута каждая из целей, насколько достигнуты практические цели, которые поставили сами учащиеся.
  2. Организацию урока: его тип, как он структурирован, какие выделены этапы, время, отведенное на каждый этап, соответствие структуры и применяемых методов для достижения цели и содержания урока.
  3. Способы мотивации, применяемые учителем.
  4. Соответствие урока требованиям ФГОС:

    • насколько урок ориентируется на стандарты нового поколения;
    • развитие УУД;
    • использование современных технологий: ИКТ, исследовательских, проектных и пр.
  5. Содержание урока:

    • степень правильности освещения учебного материала с позиций, соответствующих возрасту учеников;
    • степень соответствия урока и его содержания требованиям образовательной программы;
    • развитие самостоятельности и познавательной активности посредством создания ситуаций, необходимых, чтобы применять собственный жизненный опыт школьников, то есть осуществление взаимосвязи теории и практики;
    • связь нового и ранее изученного учебного материала, наличие межпредметных связей.
  6. Методика проведения урока:

    • степень актуализации имеющихся знаний и способов учебной деятельности, формирование проблемных ситуаций и наличие проблемных вопросов;
    • методы, применяемые педагогом, соотношение репродуктивной и исследовательской или поисковой деятельности. Сравнение примерного количества репродуктивных и исследовательских заданий;
    • преобладание деятельности учащихся по сравнению с деятельностью педагога, объем самостоятельной работы учеников, ее характер;
    • использованные методы получения новых знаний, применяемые педагогом;
    • использование диалога как одной из форм общения;
    • использование нестандартных ситуаций, необходимых, чтобы учащиеся могли применить полученные знания;
    • наличие обратной связи между учителем и учеником;
    • сочетание разных типов работы: групповая, фронтальная, индивидуальная, парная;
    • дифференцированное обучение: использование заданий разного уровня сложности;
    • целесообразность применения средств обучения, соответствующих тематике и содержанию урока;
    • применение демонстрационных и наглядных материалов, чтобы мотивировать и иллюстрировать информационные выкладки, решать поставленные задачи, соответствие количества наглядного материала на уроке целям и содержанию занятия;
    • действия, направленные на развитие умений самооценки и самоконтроля учеников.
  7. Психологические моменты в организации урока:

    • рассматривает ли учитель уровень знаний каждого отдельного ученика и его способность обучаться;
    • направленность учебной деятельности на развитие памяти, речи, мышления, восприятия, воображения и внимания;
    • чередование заданий разной степени сложности, разнообразие видов учебной деятельности;
    • наличие пауз для эмоциональной разгрузки учеников;
    • оптимальность объема домашнего задания, дифференцированность их по уровню сложности, могут ли ученики выбирать домашнее задание, четко ли даются инструкции по выполнению домашнего задания.
«Анализ урока в соответствии с требованиями ФГОС» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

В зависимости от мнения эксперта, за каждый пункт выставляются баллы - от 0 до 2:

  • 0 баллов – полностью отсутствует рассматриваемый критерий,
  • 1 балл – критерий присутствует частично,
  • 2 балла – критерий присутствует в полном объеме.

При анализе структуры занятия, необходимо принимать во внимание разнообразные типы уроков по ФГОС, то есть урок усвоения новых знаний, комплексного применения знаний и умений, актуализация знаний и умений, систематизация и обобщение знаний и умений, контроль, коррекция, комбинированный урок, каждому из которых свойственная собственная структура.

При оценивании соответствия анализируемого урока требованиям ФГОС, следует оценивать результаты, которые представлены универсальными учебными действиями. Эксперт должен указать определенный вид действий и группу, к которой они отнесены.

Например:

  • регулятивные: ученики самостоятельно формулируют цель урока, составляют план, действуют в соответствии с ним, оценивают результат собственной работы;
  • познавательные: ученики извлекают информацию из предложенных источников, подвергают ее анализу, классификации, сравнению и пр.;
  • коммуникативные: ученики четко формулируют собственную позицию, могут понимать других, считывать явную информацию или подтекст, сотрудничают;
  • личностные: ученики хорошо ориентируются в системе ценностей, могут выбирать правильные направления, оценить поступок, найти мотив совершенного действия.
Дата последнего обновления статьи: 14.03.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot