Понятие качества образования
Качество образования – это степень соотношения цели и результатов образовательной деятельности.
Качество образования – это некоторый уровень знаний и умений, умственного, физического и нравственного развития, которое достигается выпускниками образовательных учреждений в соответствии с поставленными целями воспитания и обучения.
Обычно, говоря о качестве образования, рассматривают его процессуальную и результативную стороны. Взаимосвязь этих сторон очевидна: без качественного процесса невозможно получение качественного результата.
Качество образовательного процесса является интегративным понятием, в котором может быть выделено несколько составляющих:
- качество содержания образования;
- качество образовательных технологий;
- качество процесса обучений;
- качество условий, включая научно-методические, управленческие, организационные, психологические, материально-технические и пр.;
- качество педагогических кадров, то есть их квалификация.
Современные подходы к управлению качеством образования
Управление качеством образовательного учреждения рассматривают в качестве условия его конкурентоспособности. На сегодняшний день можно говорить о существовании двух взаимодополняющих подходов к качеству образования: практический, предполагающий определение качества как соответствие целям, а второй подход органически продолжает первый и затрагивает внутренние процессы, которые протекают в образовательном процессе.
Современные подходы к образованию:
- классический предполагает передачу основных ценностей подрастающему поколению;
- прагматический состоит в формировании основного костяка базовых знаний и умений;
- развивающий состоит из развития образовательных результатов;
- либеральный состоит из последовательного комплексного учета потребностей и запросов ребенка;
- социально-ориентированный включает подготовку подрастающего поколения к жизни внутри общества и решению проблем.
Составляющие образовательной деятельности, которые должны быть реализованы в случае любого подхода и любой системы образования, должны соответствовать следующему ряду требований:
- создать образовательный фундамент, на котором ученики будут строить собственные знания и умения, а также формировать компетенции, осознавать и систематизировать внутренние и внешние ориентиры в освоении окружающего мира;
- довести знания и умения до применения на практике;
- помогать ученикам в определении значимых знаний, умений и компетенций, позволяющих максимально себя развивать;
- формировать критические умения и ключевые компетенции, необходимые для жизни в глобальном мире без дискриминации.
Система управления качеством образования
Создание системы управления качеством образования предполагает последовательное решение следующих задач:
- определить и концептуализировать цели в сфере качества образования;
- выявлять требования рынка труда и потенциальных работодателей;
- устанавливать базовый комплекс процессов как открытой модели;
- разрабатывать и адаптировать методы управления процессами, которые обеспечивают функционирование и развитие образовательного учреждения;
- осуществлять документальное оформление системы менеджмента качества;
- контролировать процессы через проведение внутреннего аудита.
Система качества образования предполагает ее переход на работу, соответствующую подготовленным, утвержденным и введенным в действие документам системы качества. На рабочих местах должны быть определены обязанности, полномочия и ответственность каждого сотрудника в системе качества, разработать и внедрить в действие ряд должностных и рабочих инструкций, а также проверить выполняет ли персонал документированные процедуры.
При создании системы управления качеством образования, в первую очередь необходимо учитывать конечную продукцию, которая ею выпускается. Иными словами, качественная продукция образовательной организации не просто образовательная услуга, а выпускник. Исходный пункт становления системы управления качеством – предполагает построение модели выпускника образовательного учреждения в качестве совокупности некоторых личностных профессиональных качеств, на развития которых и направляется вся образовательная деятельности: ее содержание, методы обучения, формы организации, способы контроля и оценки знаний школьников. Необходимо отметить, что основа деятельности образовательной организации – учебный процесс.
В рамках проблемы развития качества образования, человека рассматривают в качестве субъекта рынка труда и трудовых отношений, субъекта семейных отношений, носителя и хранителя национальной культуры, хранителя среды обитания, субъекта собственного развития.
Определяющие факторы качества образования:
- исходные характеристики личности, то есть способности и склонности, психологическая устойчивость, внутренние барьеры для обучения;
- образовательные условия, включающие учебно-методические и наглядные материалы для обучения, материально-техническое и информационно-технологическое оснащение, педагогические кадры, которыми и обеспечивается функционирование образовательного учреждения;
- государственный общий контекст функционирования образовательной системы состоит из государственной политики в сфере образования; стратегических приоритетных целей и задач в образовании; структуры управления в системе общего образования, ресурсов образования и их доступности, положения педагога в обществе, а также развития и доступности рынка образовательных услуг и учебной литературы;
- федеральный государственный образовательный стандарт, общественные ожидания, требования рынка, а также степень включенности образования в международное сообщество;
- экономические и социально-культурные условия, а также национальные и региональные факторы, система и структура педагогической деятельности, разработка стратегии помощи и поддержки педагогических кадров, детей и родителей.