Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Инструменты бенчмаркинга

Все предметы / Маркетинг / Бенчмаркинг / Инструменты бенчмаркинга

Понятие и модели бенчмаркинга

Бенчмаркинг – это техника, которая появилась в США, направленная на совершенствование бизнеса или продукции.

Сущность данного метода состоит в том, что бенчамркинг рассматривается как процесс, который устроен лучше, чем в исследуемой компании. Далее осуществляется анализ процесса, сравнительная оценка, а потом внедрение оптимальных процессов в бизнес.

Замечание 1

Ключевая задача бенчмаркинга – это непрерывное улучшение маркетинга, структуры прибыли и технической обеспеченности предприятий, ассортимента и качества продукции, создание совершенного менеджмента. Бенчмаркинг подразумевает поиск и изучение лучших практик и примеров, а также методов и технологий улучшения.

Самое понятие бенчмаркинга напрямую связано с разработкой деловых стратегий и маркетинговыми исследованиями. Он предполагает процесс выявления, понимания и адаптации существующих стандартов эффективного управления предприятием. Поэтому основными приемами бенчмаркинга являются анализ и сравнение или сопоставление.

Методологическое обеспечение бенчмаркинга предполагает использование определенных моделей, технологий и инструментов.

Модели бенчмаркинга делятся на две группы:

  • модели из частного сектора: «Колесо бенчмаркинга», цикл Деминга-Шухарта, «20 ключей» Кабояси, модель Роберта Кэмпа (Xerox), пятифазная модель компании IBM, 33-х ступенчатая модель компании Weyerhauser и др.;
  • модели из государственного сектора: общая схема оценки (CAF), модель EFQM для государственных учреждений, российская система ЭПУС (аналог CAF).

Процесс бенчмаркинга основан на модели «Колесо бенчмаркинга»:

«Колесо бенчмаркинга». Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. «Колесо бенчмаркинга». Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Готовые работы на аналогичную тему

Цикл Деминга-Шухарта (Цикл PDCA) – это известная модель непрерывного улучшения процессов, получившая название цикла PDCA:

  1. планируй (Plan);
  2. делай (Do);
  3. проверяй (Check);
  4. воздействуй (Act).

Модель EFQM (European Foundation for Quality Management ) – это модель Европейского фонда управления качеством, которая призвана стимулировать организации улучшать качество выпускаемой продукции и качество управления. Этот фонд был организован в 1987 году 14 ведущими европейскими компаниями. Данная модель активно применяется в сфере образования.

Инструменты и технологии бенчмаркинга

Различают три группы технологий бенчмаркинга:

  • по типу организации: самостоятельные, коллективные (сети, круги сравнения, группы обмена опытом);
  • статистические методы: ранжирование показателей, кластерный и корреляционный анализ;
  • управленческие методы: фокус-группы, опросы, круглые столы, экспертные опросы, геймификация, краудсорсинг и др.

В рамках исследования компания должна четко определить особенности отрасли, в которой она функционирует. Поэтому современной технологией проведения бенчмаркинга является отраслевой анализ.

Первым направлением данного анализа является определение прибыльности отрасли, перспектив развития. Для этого рынок делится на ниши по наиболее прибыльным секторам, далее выявляются основные факторы успеха.

Такими факторами могут быть:

  • низкие цены;
  • эффективная система сбыта;
  • эксклюзивная упаковка;
  • новые функциональные и технические характеристики продукции.

На следующем этапе определяется влияние каждого фактора на прибыльность компании в целом.

Следующей современной технологии бенчмаркинга является оценка среды, которая включает:

  1. оценка степени лояльности и удовлетворенности клиентов;
  2. оценка степени обслуживания потребителей;
  3. оценка системы мотивации и работы персонала;
  4. оценка эффективности маркетинговой деятельности.

Различают большое количество инструментов бенчмаркинга, применение которых зависит от того, какие были поставлены задачи. Главное помнить, что бенчмаркинг – это не разовое мероприятие, а непрерывный процесс изучения лучших практик. Условия на рынке меняются постоянно, а вместе с ними и особенности деятельности конкурентов в бизнесе.

Метод бенчмаркинга включает:

  • работа в рамках обмена опытом;
  • компьютерное прогнозирование;
  • анализ рекламы и PR;
  • опросы, проведение фокус-групп и анкетирование.
Замечание 2

Основными инструментами бенчмаркинга являются оценочные листы, анкеты и матрицы. Они особо популярны во внутреннем бенчмаркинге, когда сравниваются бизнес-процессы одной компании с бизнес-процессами конкурентов или лидеров рынка.

Как показывает теория и практика, оптимальные достижения возникают при комбинации общего бенчмаркинга и бенчмаркинга бизнес-процессовпроцесса. В этом случае ориентируются на следующие показатели:

  1. цена, качество и широкий ассортимент продукции;
  2. уровень сервиса;
  3. контакты с потенциальными потребителями;
  4. система лояльности.

Организационные формы бенчмаркинга

Бенчмаркинг используется одновременно с проведением маркетинговых исследований и конкурентной разведкой.

Определение 1

Бенчмаркинг – это сравнительный анализ эталона и исследуемой системы, т.е. определенный метод аналогий.

Целью бенчмаркинга является детальное исследование внутренней организации и особенностей функционирования компании, которое может предоставить полезную и необходимую информацию для повышения эффективности собственной работы.

Концепция бенчмаркинга заключается в структурировании любого бизнеса, что способствует выявлению его успешности и планировании внедрения инноваций.

Основные организационные формы бенчмаркинга. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Основные организационные формы бенчмаркинга. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Первая форма бенчмаркинга – «консорциум» - необходимо использовать при концентрации на конкретном вопросе и при проведении процессов постоянного совершенствования.

Второй вариант называется «круг». Он характеризуется тем, что опросный лист составляется и применяется при оценивании совместными усилиями. Информационный обмен между партнерами осуществляется на постоянной основе. Данная организационная форма бенчмаркинга оптимальна для постоянных проектов по бенчмаркингу.

Следующий вариант – «колесо» отличает тем, что опросный лист разрабатывается совместно всеми партнерами, но первенство в оценке принадлежит одной компании. В этом случае также происходит постоянный обмен информацией между партнерами.

Последняя форма – «звезда» имеет следующие особенности:

  • координатор проекта составляет опросный лист, осуществляет оценку и предоставляет данные партнерам;
  • отсутствуют контакты между отдельными партнерами;
  • применяется только в особых случаях (например, при проведении международного бенчмаркинга).
Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Владислав Александрович Андрюшин

Эксперт по предмету «Маркетинг»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис