Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Цель бенчмаркинга

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Цель бенчмаркинга

Сущность бенчмаркинга

В современных условиях бенчмаркинг является необходимой составляющей успеха любой компании.

В бизнес-среде различат множество определений бенчмаркинга. Классическое определение принадлежит основателю данного метода Роберту Кэмпу. По его мнению бенчмаркинг – это поиск лучших приемов, инструментов и способов, которые способствуют улучшению деятельности предприятия.

Экс-председатель Американского общества качества (ASQ) Грегори Ватсон дал более развёрнутое определение термина бенчмаркинга - это процесс непрерывного сравнения бизнес-процессов организации с аналогичными процессами других компаний с целью получения информации, необходимой для совершенствования деятельности.

Замечание 1

Бенчмаркинг - это искусство определения и изучения лучших из известных практик ведения бизнеса.

Данный метод совершенствования можно использовать в различных направлениях. В логистике он позволяет быстро и без значительных вложений выявить и предупредить проблемные ситуации в логистических системах, которые связаны с выполнением заказов, транспортировкой и обслуживанием покупателей.

Активно бенчмаркинг применяется в маркетинге. Он способствует повышению конкурентоспособности компании за счет изучения методов ведения бизнеса лидеров рынка.

Замечание 2

В основе бенчмаркинга лежит идея сравнения деятельности не только компаний-конкурентов, но и передовых организаций других отраслей. Грамотное использование опыта передовиков позволяет сократить затраты, увеличить прибыль и оптимизировать выбор стратегии деятельности предприятия.

Фактически бенчмаркинг считается альтернативным методом стратегического планирования, в рамках которого задачи определяются на основе оценки показателей деятельности конкурирующих фирм. Метод бенчмаркинга включает в себя разработку стратегии, отраслевой и конкурентный анализ. Поэтому бенчмаркинг – это не отдельное единовременное мероприятие, а стратегия постепенного совершенствования деятельности компании и управления изменениями.

Цели бенчмаркинга

Большинство компаний используют бенчмаркинг, его формы и типы, и рассматривают эталонное сопоставление как инструмент совершенствования бизнеса и повышения конкурентоспособности.

По мнению Мохамеда Заири, гуру современного менеджмента, компании, которые практикуют метод бенчмаркинга, непременно добиваются успеха на рынке.

При простом определении различий между компанией и ее конкурентами четко выявить причину различий и, как и преодолеть невозможно. Бенчмаркинг, наоборот, помогает разобраться в причинах несоответствий в некоторых сферах деятельности организации и позволяет преодолевать отставания от конкурирующих фирм на основе сравнительного анализа своей работы на рынке с деятельностью лучших компаний.

Привлечение опыта передовых организаций способствует ускорению эффективной работы, минимизации затрат и выбору стратегии развития деятельности предприятия. Соответственно необходимость эталонного сопоставления должна быть, поскольку цели бенчмаркинга должны совпадать со стратегическими целями компании.

Поэтому цель бенчмаркинга носит стратегический характер и делает его инструментом управления.

Замечание 3

В общем, цель бенчмаркинга заключается в повышении эффективности собственной деятельности и достижении преимуществ в конкурентной борьбе, а также в использовании наилучших методов в основных бизнес-процессах. Результаты бенчмаркингового и маркетингового исследования являются основой для разработки целей и стратегий деятельности компании.

Ключевая задача бенчмаркинга – это понимание тех методов, которые обеспечивают компании конкурентное преимущество.

Основные задачи бенчмаркинга:

  • анализ собственной деятельности;
  • поиск конкурентов и лидеров рынка;
  • подключение к процессу лучших из лучших.

Первая задача заключается в оценке сильных и слабых сторон текущих бизнес-процессов, анализе критически важных элементов затрат, учете претензий клиентов, выделении тех участков деятельности компании, которые должны быть улучшены, в которых должно быть уменьшены все ошибки.

Вторая задача – это выявление лучших в отрасли компаний, которых можно использовать как эталон или стандарт.

Компании, которые планируют или уже используют бенчмаркинг, должны учиться у лидеров. Также выяснить место, где организация находится на текущий момент, и определить дальнейшее направление, выявить эффективные методы компаний-лидеров рынка.

Виды бенчмаркинга

Различают четыре вида бенчмаркинга:

  1. внутренний;
  2. конкурентный;
  3. функциональный;
  4. общий.

Внутренний бенчмаркинг – это сравнительный анализ бизнес-процессов с похожими внутри компании.

Конкурентный бенчмаркинг – это прямая сравнительная оценка товара или услуги, процесса или метода в рамках отношений конкурент-конкурент.

Функциональный бенчмаркинг – это сравнительный анализ параметров работы отдельных функций (операций, процессов, приемов работ и т.п.) компании-производителя или продавца с подобными параметрами наиболее успешных компаний-продавцов, которые работают в аналогичных условиях.

Общий бенчмаркинг – это сопоставление показателей производства и продажи товаров исследуемого производителя с показателями бизнеса достаточно большого количества продавцов аналогичного товара. Такое сравнение способствует планированию четких направлений инвестиционной деятельности. Параметры, которые применяются для сравнения характеристик товара, зависят от конкретного вида продукта.

Также выделяют и другие виды бенчмаркинга, такие как:

  • бенчмаркинг процесса;
  • глобальный бенчмаркинг;
  • бенчмаркинг затрат;
  • бенчмаркинг характеристики;
  • бенчмаркинг клиента;
  • стратегический бенчмаркинг;
  • оперативный бенчмаркинг;
  • ассоциативный бенчмаркинг.

Ни один из видов бенчмаркинга нельзя считать идеальным и универсальным. Любой вид может больше подходить той или иной компании в зависимости от среды, продукции, услуги, ресурсов, культуры и т.д.