Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Анализ речевой карты

Определение 1

Речевая карта – это документ, отражающий работу логопеда с ребенком, имеющим речевые дефекты.

Назначение речевой карты

Работа логопеда состоит в ведении большого количества документации, в которой фиксируется процесс логопедических обследований и его итоги, проводится оценка работы и составляются прогнозы дальнейшего развития ребенка.

Одним из таких документов является речевая карта. Этот документ имеет вид бланков, на которых записываются данные речевого обследования и речевой коррекции. Бланки не имеют установленной формы и официального образца. Каждый логопед выбирает свой вид речевой карты, который отражает специфику его деятельности и индивидуальную направленность работы.

Замечание 1

Речевая карта выполняет функцию отчета о деятельности логопеда в отношении коррекции речевых отклонений у конкретного ребенка.

Речевая карта и ее анализ занимают важное место в работе логопеда. По данным речевой карты можно проанализировать речевое развитие ребенка, начиная от диагностирования его речевого дефекта, проведения коррекционных мероприятий и специального лечения до положительной динамики речевого развития ребенка и полного устранения речевого дефекта.

Благодаря речевой карте происходит:

  1. Выявление причин развития различных речевых дефектов.
  2. Определение механизма отклонений речи.
  3. Определение способностей и возможностей ребенка, уровня его интеллектуального развития.
  4. Формирование коррекционных направлений работы.

Речевая карта может быть общего типа т.е. содержать общие данные о развитии ребенка и краткие сведения его речевых отклонений и их динамики, а может быть развернутой – в ней содержится детальная информация о всех обследованиях звукопроизношения и иных психических процессов и функций организма, возрастной динамике речевого развития, каждом коррекционном упражнении и итогов его выполнения, перспективах дальнейшего речевого развития, возможные варианты речевого развития и т.д. Такая карта наиболее оптимальный вариант для отражения работы логопеда, анализа ее успешности и целесообразности.

«Анализ речевой карты» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Существуют три основных типа речевых карт:

  1. Речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи. В ней содержится информация о речевой динамики развития ребенка, имеющего дефекты речи разного рода и направления, специфика их проявления и структура. Кроме того, карта включает перечень заданий по диагностированию речевых дефектов и их коррекции.
  2. Речевая карта ребенка с дисграфией. В ней содержатся данные о речевых сбоях и сопутствующих отклонениях ребенка, у которого диагностирована дисграфия. В карте содержатся данные о выявлении отклонения и динамике его развития, коррекционных направлениях работы.
  3. Речевая карта ребенка с фонетико-фонематическим речевым нарушением. Данная карта содержит подробную характеристику всех сторон речевого развития ребенка: лексика, грамматика, слуховое восприятие звуков, звуковое произношение, навыки анализа и синтеза звукового состава слова, развитость письменной и устной речи. Выявляются конкретные дефекты и степень их проявления, составляется программа коррекционных мероприятий.

Структура речевой карты

Речевая карта составляется индивидуально на каждого ребенка. Ее структура, количество пунктов зависит от индивидуальных особенностей речевого развития и степени проявления отклонений. Однако, ее общую структуру можно представить следующими пунктами:

  1. Общие сведения. Данные о ребенке, его родителях, генетических факторах развития, общем состоянии здоровья.
  2. Речевая среда развития ребенка. Сюда включены сведения о социальном положении семьи, социальном статусе ребенка и его родителей, психологический климат, особенности воспитания.
  3. Анамнез общей картины здоровья ребенка. Логопед выясняет у матери и записывает сведения о состоянии здоровья ребенка с момента рождения и до момента обращения к логопеду. Записываются сведения о разнообразных заболеваниях, отклонениях от нормального развития, речевой динамики.
  4. Диагностирование неречевого развития ребенка. Логопед вносит данные, выявленные в ходе наблюдения за ребенком. Они затрагивают слуховое восприятие, визуальное восприятие, внимание, память, моторные функции. Логопед может предложить специальные задания для диагностирования работы конкретного органа.
  5. Диагностирование речевых отклонений. В карте содержатся данные о диагностировании речевых дефектов, способах диагностики, выявляется состояние звукового произношения, развитие артикуляции, моторные функции, произношение отдельных звуков. Эти данные позволяют логопеду составить сведения об аномалиях в строении артикуляционных органов ребенка, оценить работу дыхательного аппарата во время звукопроизношения, проанализировать функционирование голосовых характеристик.
  6. Диагностирование фонематического развития ребенка. Логопед записывает данные насколько развито звуковое восприятие и звуковое произношение. Фиксируются данные об используемых приемах и результаты их применения.
  7. Данные о речевом понимании. Логопед записывает сведения, касающиеся того, насколько ребенок понимает речь окружающих, своевременно ли реагирует на обращение к нему, развитость пассивного словаря ребенка, умение отвечать на вопросы.
  8. Диагностирование развития лексики и грамматики. Происходит фиксирование данных об активном словаре ребенка, правильном построении предложений, формулировании фраз.
  9. Уровень развития связной речи. Фиксируется информация о том, имеется ли у ребенка развитая связная речь, может ли он повторить фразу и самостоятельно сформулировать небольшой рассказ, пересказать сказку.
  10. Диагностирование заикания. Записывается информация о заикании: его проявление или отсутствие, динамика и степень развития при наличии.
  11. Диагностирование темпа речи. Анализируется информация о разборчивости речи, замедленном или ускоренном темпе произношения слов и фраз, выявляется четкость произношения, свободность / затрудненность дыхания.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 13.07.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot