Понятие и значение анализа образовательных программ
Анализ образовательной программы – это оценка фактической реализации образовательной программы конкретным учебным заведением, соответствия деятельности учебного заведения требованиям стандартов и направлениям государственной политики в сфере образования.
Анализ образовательных программ имеет важное значение для оценки деятельности конкретного учебного заведения, а также состояния системы образования в целом, ее функционирования за конкретный временной промежуток.
На основании проведенного анализа составляются новые образовательные программы на текущий период обучения. Он дает образовательному заведению, министерству образования теоретические и эмпирические данные о развитии образовательной деятельности конкретного заведения, уровне образовательной системы или ее целостном функционировании в течение одного учебного года.
Проведение анализа образовательных программ обусловлено следующими аспектами:
- Выявление проблемных аспектов образовательной деятельности на конкретном уровне, этапе образования.
- Внесение поправок в методические рекомендации организации образовательного процесса, учебно-воспитательной деятельности конкретного учебного заведения, этапа обучения.
- Диагностирование уровня познавательного развития учащихся разных возрастных групп и сформированных компетенций.
- Создание условий для развития познавательной мотивации учащихся разных возрастных групп.
- Оценка качества профессиональной деятельности педагога соответствующего уровня образования и эффективности работы в разных образовательных ситуациях.
- Совершенствование педагогической деятельности на разных уровнях образования.
Таким образом, анализ образовательной программы представляет собой оценку качества образовательной деятельности и направлен на совершенствование образовательной работы во всех структурах образования.
Схема проведения анализа образовательной программы
Анализ образовательной программы имеет свою специфику, обусловленную особенностями работы конкретного образовательного учреждения, его целевыми ориентирами деятельности. при этом, анализ имеет свою типовую схему проведения, на которую опирается каждое учебное заведение при анализе реализации своей образовательной программы.
Анализ образовательной программы состоит из следующей последовательности операций:
- Оценка соответствия программы типовому положению, уставу образовательной организации и лицензии на осуществление образовательной деятельности.
- Оценка структурных компонентов программы. Каждая программа должна состоять из титульного листа, пояснительной записки, учебно-тематического плана образовательной деятельности, содержании работы на конкретный временной период и по конкретному направлению, методического обеспечения образовательной деятельности и реализации образовательной программы и списка литературы.
- Анализ содержания образовательной программы. Оно должно быть ориентированным на создание необходимой развивающей среды в учебном заведении для личностного развития каждого учащегося, формированию мотивации к познанию и развитию, раскрытию творческого потенциала. Кроме того, в содержании образовательной программы включается деятельность по профилактике асоциального поведения, культурному и нравственному развитию учащихся и воспитанников, проведение мероприятий оздоровительной направленности, организация взаимодействия с семьями воспитанников. Содержание образовательной программы должно соответствовать тому уровню образовательной деятельности, на который оно ориентировано: дошкольное, начальное школьное, основное общее, среднее и профессиональное. Содержание должно отражать применение инновационных технологий работы, передового педагогического опыта, современных теорий и концептуальных основ образовательной деятельности.
- Оценка адресности образовательной программы. Каждая образовательная программа должна выдвигать требования у уровню интеллектуального развития учащихся по мере ее освоения, нравственного, этического, культурного развития, состоянию физического и психического здоровья. Также, оценивается соблюдение прав граждан на получение образовательных услуг конкретного уровня и направления и принципы организации образовательной работы в учебном заведении конкретного уровня.
- Анализ полноты реализации программы. Он отражает соответствие часов, отводимых на выполнение отдельных образовательных мероприятий, освоение учебных дисциплин и иных видов образовательной деятельности, утвержденных программой фактически реализованным. Здесь же, анализируется уровень компетентностей учащихся, сформированных по ходу освоения программы и его соответствие плановым показателям, а также преемственность содержания образовательной деятельности.
- Анализ результативности реализации образовательной программы. Здесь оцениваются параметры личностного роста и развития учащихся, разработанность системы оценивания качества образования и системность проверки итогов реализации образовательной программы.
- Анализ организационных аспектов реализации образовательной программы. Оцениваются применяемые технологии и методики образовательной деятельности, психолого-педагогическое сопровождение образовательной работы, способы построения образовательных маршрутов.
- Оценка обеспечения валеологических условий реализации образовательной программы. Здесь оценивается объем учебной нагрузки, его соответствие максимально допустимому на конкретном уровне и этапе обучения, а также установленный режим дня учебного заведения и соблюдение режимных моментов.
- Анализ кадрового обеспечения реализации образовательной программы. Оценивается педагогический состав учебного заведения, его квалификации, профессиональное мастерство педагогов и его использование при реализации образовательной программы.
- Наличие компонентов образовательного пространства, необходимых для реализации конкретной образовательной программы. Анализируется материально-техническое оснащение учебного заведения, используемые инструменты для реализации образовательной и воспитательной работы, условия организации образовательной деятельности.
- Анализ информационного обеспечения образовательной деятельности.
- Анализ информационного взаимодействия с заинтересованными лицами по ходу реализации программы (имеется ввиду информирование родителей и самих учащихся).