Требования к разработке конспекта учебного занятия
Эффективность учебного занятия определяется правильно составленным конспектом и его детальным содержанием. К составлению конспекта предъявляются следующие требования:
- Структура учебного занятия должна отвечать сущности и критериям реализации системно-деятельностного подхода. Это означает, что урок должен строится поэтапно. В него обязательно должны входить: стадия мотивации к познавательной и образовательной деятельности, операционно-деятельностный этап или основной ход учебного занятия, состоящий из оперативных учебных действий и аналитического этапа т.е. заключительной стадии, на которой подводятся итоги уроки и дается оценка успешности его реализации. урок должен планироваться на основании сотворчества педагога и учащихся. Они должны принимать участие в постановки целей и задач уроков, выборе его содержания и форм реализации. на уроках, основной упор должен делаться на создание условий для поисковой деятельности учащихся, их самостоятельных открытий, а также конспект урока должен исходить из формирования основ самоконтроля и самооценки учащихся, развитие у них навыков коррекции своих ошибок и ориентации на достижение целей урока.
- Ориентация образовательной работы на формирование у учащихся универсальных учебных действий. Содержание урока должно отражать формирование коммуникативных, познавательных, личностных, регулятивных УУД. При составлении конспекта важна их детализация.
- Структура учебного занятия должна отвечать требованиям технологичности. Урок должен проектироваться таким образом, чтобы его содержание, все операции и действия, компоненты отвечали целевому назначению, имели потенциал для достижения цели урока, цели и итоги урока должны находиться в соответствии друг с другом, результаты урока должны быть оценены по специальным показателям. Весь урок должен быть построен на основании логической последовательности действий педагога и учащихся. Цели и задачи урока должны быть своевременного диагностированы и поставлены в основу составления конспекта.
- Оптимальный выбор содержания учебного занятия. Содержание должно отвечать требованиям научности и быть доступным для восприятия учащимися конкретной возрастной группы. Также, содержание должно отражать межпредметные связи и быть практически ориентированным т.е. теоретическая информация должна иметь возможность продуктивного практического использования. Объем содержания должен быть достаточным для возможностей изучения учащимися и формирования у них УУД.
Рекомендации по проведению анализа конспекта учебного занятия
Конспект урока должен составляться, исходя из ряда условий. К ним относятся:
- Тема урока должна быть адекватной и оптимальной. Она должна помогать в формировании УУД и быть ориентированной на развивающий потенциал учебного занятия. Кроме того, тема должна раскрывать место урока в ней, и в изучении всего курса конкретной дисциплины.
- Обоснование возможностей учебного занятия в развитии УУД, посредством включения в конспект учебного занятия примеров, т.е. расписаны формы и методы работы на уроке, которые позволяют усвоить тему урока и акцентируют внимание на развитие коммуникативных навыков или способствуют познавательной активности учащихся.
- Проведение анализа технологичности структуры учебного занятия осуществляется на основании специальных показателей. Оценка подвергается целостность урока и соответствие содержания урока его целям и задачам.
- Анализ конспекта начинается с детальной оценки составных компонентов плана: их соответствие требованиям ФГОС, ориентированности на разностороннее развитие личности учащегося и достижение целей и задач урока. Поэтому, составляться конспект должен поэтапно. Каждый раздел конспекта должен быть обоснованным и целеориентированным.
Структура анализа конспекта урока
Анализ конспекта урока представляет собой поэтапную деятельность по оценке каждого компонента плана проведения учебного занятия.
Анализ конспекта урока предполагает рассмотрение следующих его аспектов:
- Оценочный анализ поставленной дидактической задачи урока. Она должна соответствовать содержанию учебного занятия и иметь потенциал результативного решения.
- Анализ содержания урока. Содержание урока должно находиться в соответствии с общим курсом изучения, с содержанием отдельной дисциплины, содержанием общеобразовательной программы и учебной литературы.
- Анализ методов обучения. Методы обучения должны отвечать целям и задачам урокам, реализации его содержания и ориентации на всестороннее развитие личности учащегося.
- В конспекте должны быть расписаны формы реализации обучения, целесообразность их применения и соответствие дидактической задачи учебного занятия.
- Расписание и обоснование результативности учебного занятия. Важно, обосновать возможности достижения целей и задач урока.
- Практическая ориентация учебного занятия. Все упражнения, задания, которые будут использованы на уроке, должны способствовать формированию практических навыков в конкретной области деятельности.
- Самостоятельная работа на уроке. Она анализируется с позиции рассмотрения самостоятельности учащихся при решении дидактической задачи, ее творческого или репродуктивного характера и взаимодействия, взаимопомощи учащихся при выполнении самостоятельных действий.
- Каждый этап урока, ориентирован на формирование УУД.
- Развитие на учебном занятии ИКТ-компетентности. Анализируется использование ИКТ – технологий на уроке и сформированность навыков пользования ИКТ-ресурсами и ИКТ-технологиями учащимися.
- Стиль преподавания. Стиль педагогического общения должен отвечать требованиям педагогической этики и нормам нравственности.
- Соблюдение на уроке гигиенических норм. На уроке должен быть создан оптимальный температурный режим, влажность воздуха. Урок должен включать паузы, виды деятельности должны чередоваться, чтобы исключить перенагрузку учащихся.