Роль педагога в проектной деятельности учащихся
Проектная деятельность – это инновационная форма обучения, основанная на активизации познавательной работы учащихся и развитии основ творческого подхода к деятельности.
Проектная деятельность имеет поэтапную организацию. Работа над проектами координируется педагогом. На каждом этапе проектной деятельности педагогическое сопровождение имеет свои особенности.
Педагог выбирает определенную тему, по которой будет реализован проект. Она зависит от уровня развития учащихся, их потенциальных возможностей, познавательной активности и инициативности. Кроме того, педагог анализирует конкретный этап изучения образовательной программы и актуальность применения проектных технологий в его познании.
На подготовительном этапе проектной деятельности педагогическое сопровождение ориентировано на:
- Формирование заинтересованности учащихся в конкретной деятельности, решении какой-то проблемы.
- Направление мыслительной работы учащихся на активное применение, имеющихся знаний и навыков для решения поставленной задачи.
- Постановку целевого назначения проектной деятельности и ее актуальности для учащихся.
- Подбор необходимых источников информации и ознакомление с ними учащихся, актуальных для применения в данном проекте.
- Оказание помощи в решении проблемы без предложения готовых решений проблемы.
На каждом этапе проектной деятельности педагог выполняет роль носителя информации, необходимой для пояснения заданий и вариантов их решения.
При самостоятельной работе учащихся над проектом, педагог наблюдает заходом их деятельности, выявляет тенденции развития проекта. В некоторых случаях педагог оказывает консультативную помощь в реализации проекта. Она связана с советами и рекомендациями по работе, использовании конкретной информации, средств для реализации проекта.
Роль педагога в сопровождении проектной деятельности сводится к координации самостоятельного познания учащимися. Его действия зависят от этапа реализации проектной деятельности и уровня развития учащихся, а также их потенциальных возможностей.
Алгоритм сопровождения на подготовительном этапе проектной деятельности
На этапе подготовки проектной деятельности педагог готовит учащихся к проекту. Он направляет их работу на решение конкретной проблемы и мотивирует к познавательной активности.
Сопровождение проектной деятельности учащихся на этапе подготовки представляет собой следующие направления деятельности педагога:
- Выбор тем проектов и их предложение учащимся.
- Развитие интереса к конкретной теме исследования.
- Оказание помощи в самостоятельном формулировании темы проекта и его целевого назначения.
- Мотивация к работе по обсуждению основ проекта и созданию первых набросков по его реализации.
- Организация выбора учащимися оптимальных, продуктивных методов достижения целей и задач проектной деятельности.
- Оказание помощи в анализе информации по проекту.
- Наблюдение и контроль за деятельностью учащихся по подготовке к реализации проекта.
- Развитие навыков работы над конкретным проектов, с учетом специфики его темы и целевого назначения.
Алгоритм сопровождения педагога на этапе планирования деятельности по проекту
На этапе планирования проектной деятельности педагог координирует действия учащихся, выбирая ответственных за разные виды деятельности и операции, сроки исполнения, разбивая учащихся на группы.
Сопровождение реализуется на основании следующих направлений деятельности педагога:
- Разделение учащихся на группы и распределение их ролей в проекте.
- Предложение учащимся вариантов и приемов работы с информационными источниками.
- Составление плана работы по решению задач проекта.
- Предложение форм и методов работы по решению задач проекта.
- Определение форм презентации итогов проектной деятельности.
- Разработка критериев оценки итогов проектной деятельности.
Алгоритм сопровождения на этапе осуществления проектной деятельности
На данном этапе педагог в основном наблюдает за работой учащихся и координирует их деятельность.
Алгоритм сопровождения данного этапа сводится к выполнению следующей последовательности действий:
- Наблюдение и косвенное руководство самостоятельным процессом выполнения проектных операций.
- Контроль соблюдения техники безопасности.
- Контроль за последовательностью деятельности и временными рамками выполнения конкретных операций.
- Советы по работе: использование актуальных источников информации, ответы на вопросы учащихся.
Алгоритм сопровождения на этапе презентации итогов образовательной деятельности
На этапе презентации педагог занимается демонстрацией вариантов представления итогов проектной деятельности.
Алгоритм сопровождения данного этапа проектной деятельности включает следующие направления работы педагога:
- Организация презентации. Сюда входит подготовка материалов для презентации и речи учащихся.
- Организация взаимодействия с родителями.
- Проведение консультаций учащихся по вопросам презентации, написания речи, ее заучивания, оформления портфолио.
- Проведение репетиции представления итогов проектной деятельности.
- Подведение итогов проектной деятельности: оценка достижения его целей, результативности работы учащихся, навыков самостоятельной работы по реализации проекта, формирование основ работы в коллективе, командного творчества, единой направленности действий, ориентированных на достижение конкретного результата.
На данном этапе педагог делает оценку успехов и достижений учащихся, креативности их мысли, возможностей работы с разными источниками информации и ее продуктивности, оценивает неиспользованные возможности и акцентирует на них внимание учащихся, мотивирует их к совершенствованию своей деятельности и развитию креативного мышления, а также основ применения творческого подхода к решению разных образовательных задач.