Менеджмент
Менеджмент - это совокупность технологий и методов управления, которые способствуют повышению эффективности работы предприятия.
Он является процессом, который ведет к получению определенного результата. Это система, состоящая из отдельных элементов, направленны на то, чтобы наиболее эффективным способом использовать имеющиеся ресурсы и внедрять их в конечный результат.
Менеджмент представляет собой конкретный вид управления, которое осуществляется с помощью специальных приемов. Он позволяет контролировать деятельность, организовывать процесс работы наиболее эффективным способом.
Причинами возникновения менеджмента называют научно-техническую революцию, развитие отраслей, удовлетворяющих потребности людей. Сегодня производство все больше решает специальные запросы потребителей. То есть оно ориентируется на небольшие рынки, но с большой добавочной стоимостью. Так же отмечается усложнение системы связей между организациями, что показывает высокую значимость для гибкости и адаптивности бизнеса.
Менеджмент в современном мире отличается лояльностью к работникам, ответственностью к обязательным условиям менеджмента. В нем строятся принципиально новые коммуникации, устанавливается долевое участие каждого сотрудника в конечном результате. Так же управление строится таким образом, чтобы давать своевременный отзыв на внешнюю среду.
За время существования менеджмента как отдельной научной дисциплины появились разные школы и разные взгляды на его формирование. Среди наиболее известных школ:
- Школа научного управления.
- Школа классическая.
- Школа человеческих отношений.
- Школа количественных методов.
Есть различные подходы к менеджменту, основные из них – системный, процессный, ситуационный.
Символический менеджмент
Одним из новых направлений в менеджменте являтеся символический менеджмент. Он представляет собой концепцию символического управления, то есть инструментами управления являются символы, которые передают определенный смысл, вызывают у клиентов определенные реакции. Символы в рамках управления выполняют следующие функции:
- Передача смысла.
- Усиление и прояснение смысла.
- Модификация.
- Ускорение коммуникационного процесса.
Основными чертами символического менеджмента можно назвать управление поведением сотрудников через ментальное программирование, мягкое регулирование с помощью символов, ограничение влияния критического мышления на автоматизмы.
Под управлением поведением сотрудников понимается использование ментального программирования. Оно заключается в выработке новых рефлексов реагирования на внутренние и внешние символы. Для этих целей может использоваться нейролингвистическое программирование. Мягкое регулирование поведения происходит с помощью специальных символов, среди которых истории, легенды, различные специальные производственные задания.
Символический менеджмент используется в случаях, когда необходимо принять непопулярные решения. Он эффективен при слабой мотивированности сотрудников, а также при желании со стороны руководства избежать негативных оценок. Поведение сотрудников может интерпретироваться через реальные факты, символы, способы восприятия, ценности, убеждения, установки, поведение.
К сильным сторонам символического менеджмента относят достижение высокого уровня послушания, возможность предотвращения конфликтных ситуаций, укрепления порядка организации. Благодаря ему достигается повышение уверенности в том, что цели будут достигнуты, а решения руководства будут отвечать потребностям компании. Недостатками символического менеджмента считаются наличие границ влияния, наличие возможностей для манипуляций, использование методов в непроизводственных и негуманных целях.
Особенности применения символического менеджмента
Основными предпосылками использования символического менеджмента являются смыслы и интерпретации того, что происходит на предприятии. Если в организации создалась ситуация, при которой достаточно сложно решить проблему рациональным традиционным путем. Символы используются людьми для того, чтобы снизить неопределенность, установить ориентиры при столкновении с нестабильной ситуацией. Символами являются различные эмблемы, флаги, привычки, анекдоты, лозунги и так далее.
Руководители с помощью символов могут более эффективно направлять сотрудников в сложном мире связей и коммуникации друг с другом. Стоит отметить, что символизм определяется культурными ценностями.
Символический менеджмент эффективен в условиях нестабильности и неопределенности. Он является ориентиром в быстро изменяющейся среде. С помощью символов можно описывать представление об организации, выражать ее суть. Символы функционально позволяет поддерживать систему. Стоит отметить, что они имеют смысл только в пределах компании. Они определяют направление деятельности, обосновывают более четкое соблюдение правил. То есть процесс создания символов является важным, он должен происходить строго под вниманием специалистов, иначе не будет использоваться в полной мере.
Символический менеджмент поддерживает мотивацию работников в сложные времена, способствует повышению эффективности работы организации в целом. Это позволяет сделать культуру организации доступной, открытой для каждого сотрудника. Для персонала это имеет большое значение, так как позволяет быстрее адаптироваться к изменениям или новым событиям.