Продуктивное мышление
Продуктивное мышление - это умение использовать творческий подход к решению поставленных задач.
Его еще называют творческим мышлением. Обычно специалисты творческих профессий заинтересованы в развитии данного умения. Такие специалисты умеют включать и выключать воображение по своему желанию. Однако мышление устроено не просто. Оно функционирует по своим законам. Сегодня ученые достигли того уровня, что сумели описать и систематизировать процессы, которые происходят в мозге человека в момент, когда зарождается мысль.
Практически каждый человек сталкивается с необходимостью использовать творческое мышление. Это необходимо тогда, когда дать однозначный ответ на вопрос или найти единственно верное решение задачи не возможно и требуется использовать нестандартный подход. Человеку приходится включать воображение, чтобы смоделировать ситуацию и исследовать ее.
В формировании продуктивного мышления участвуют:
- память,
- мышление,
- воображение,
- интуиция,
- личное мировоззрение.
Память выступает базой знаний для творческого мышления. Чтобы творческая мысль могла быть сформирована, необходимо мышление. Далее для сопоставления данных подключается воображение. Креативное мышление требует фантазии. Чем чаще человек использует творческий подход, тем легче ему включать этот тип мышления. Например, ребенок фантазирует хуже, чем взрослый из-за того, что у последнего больше информации. Стоит отметить, что все люди мыслят по-разному, то есть мыслительный процесс уникален. На него влияет среда, где растет, учится и социализируется человек.
Виды и особенности продуктивного мышления
Формирование мысли является сложным процессом. Идея возникает тогда, когда абстракция преобразуется во что-то конкретное. Есть несколько стадий продуктивного мышления. Среди них отмечают:
- Возникновение идеи.
- Осознание идеи.
- Работа над идеей.
- Решение.
- Исполнение.
Возникновение идеи представляет собой процесс вдохновения, который берется из окружающего пространства. Далее осознание идеи происходит тогда, когда мысль сформулирована. Она обдумывается. Следующим шагом становится работа над идеей. Она происходит тогда, когда идея обретает свои очертания, то есть создаются эскизы, проект и так далее. Решение представляет собой наглядную реализацию идеи, то есть ее оформление. Последним этапом становится воплощение всего задуманного в практическую жизнь.
Репродуктивное мышление используется для решения привычных задач, то есть задача решается за счет имеющихся знаний и умений. Продуктивное мышление позволяет решать те проблемы, с которыми человек еще не сталкивался. Здесь большую роль играет интуиция.
Продуктивное мышление может быть теоретическим, то есть человек будет думать над решением проблемы, но не предпринимать никаких действий для воплощения в жизнь найденного решения.
Наглядное мышление представляет собой процесс, позволяющий проследить за происходящим. Такой подход наиболее актуален для визуалов. Образное мышление позволяет в голове создать образ того, что будет реализовано в будущем. Мышление не всегда удается структурировать. Творческие личности отличаются тем, что их мышление выглядит хаотичным. Это влияет на их стиль жизни и взаимодействие с другими.
Развитие продуктивного мышления
Некоторые люди жалуются на то, что их воображение недостаточно развито. Развитие продуктивного мышления возможно. Считается, что его развитие зависит от родителей, которые стремятся вырастить умного, здорового и креативного ребенка. Творческое мышление зависит от творческого процесса, то есть для его развития необходимо начать делать что-то, что требует новых навыков и образного мышления, например, рисовать или сочинять музыку. Эти способы помогают задействовать правое полушарие мозга.
Обучаемость человека влияет на скорость освоения новых знаний, а значит на развитие продуктивного мышления. Считается, что обучаемость входит в группу умственного развития.
Глубина является важным качеством мышления. Она заключается в том, что человек может абстрагироваться при овладении новым материалом от старого. Поверхность ума является противоположным явлением. Оно отличается поверхностным отношением к тому, что происходит. Творческое мышление требует использования не только усвоенных знаний, но и преодоления прошлого опыта, то есть человеку необходимо отойти от привычного хода мысли, разрешить противоречия между имеющимися знаниями и вновь полученными. Гибкий ум позволяет человеку решать задачи, отказываться от привычных шаблонных действий. Если возникает инертность ума, то может возникнуть склонность к шаблонному мышлению, трудности в переключении.
Важными качествами для развития продуктивного мышления считается склонность к рефлексии, то есть к оценке собственного мышления. Продуктивное мышление отличается самостоятельностью при приобретении новых знаний, при их использовании в практической деятельности. При этом многое может происходить неосознанно. Исследования показали, что существуют различия в том, как люди приобретают и усваивают знания. Наивысшей формой развития продуктивного мышления является способность человека самостоятельности искать наиболее подходящие и эффективные решения, способы решения задач оптимальным способом.
Таким образом, продуктивное или творческое мышление - это способность человека мыслить нестандартно и решать задачи новым для себя способом.