Ситуационный анализ
Ситуационный анализ - это совокупность методов, позволяющих определить место компании в текущей бизнес-среде.
С его помощью можно выявить сильные и слабые стороны предприятия, особенности продукта, который выпускает компания, влияющие на развитие бизнеса. Ситуационный анализ направлен на создание условного отчета о направлении движения компании. Он позволяет разобраться с тем, куда вкладывать ресурсы, а также с тем, чего стоит опасаться со стороны конкурентов и окружения.
Существует несколько методов ситуационного анализа:
- SWOT-анализ.
- PEST-анализ.
- SPACE-анализ.
Исследование зависит от того, какой вид анализа используется. Основными методами исследования являются описательный, опросный, экспертный. Описательный заключается в том, что владелец компании или топ-менеджеры ведут специальные опросные листы, где подробно описываются особенности бизнеса. Такое описание может быть информативно при SWOT-анализе. Опросный метод применяется для получения данных. Для этих целей может проводиться опрос целевой аудитории. Экспертный метод заключается в проведении исследования специально приглашенными специалистами. Обычно это независимые сертифицированные лица, имеющие соответствующие знания и компетенции для проведения точного ситуационного анализа.
Ситуационный анализ широко применяется в маркетинге. Ученые разрабатывают различные подходы к сбору и обработке данных с целью получения наиболее точного представления о текущем положении дел. Для сравнения используются различные категории. Это может быть продукт, обслуживание покупателей, цена, сбыт, маркетинг. Матрица составляется для всех конкурентов, после чего выделяются слабые и сильные стороны.
Реализация методов ситуационного анализа
Метод SWOT-анализа позволяет изучить особенности продукта, внешнее влияние на него. Для каждого продукта, выпускаемого компанией, заполняется таблица. Аббревиатура анализа включает в себя исследование сильных сторон, слабых сторон, возможностей и угроз. Важным отличием этого анализа является отсутствие необходимости использовать специальные инструменты. То есть SWOT-анализ может быть построен сугубо на личном опыте руководителя.
В анализе учитываются внешние факторы, внутренние факторы, которые включают в себя исследование поведения персонала, мнение сотрудников. Полученные данные позволяют оценить опасности и возможности, сделать определенные выводы и выработать стратегию фирмы.
PEST-анализ ориентирован на изучение внешней среды. Он применяется для оценки рынка или списка угроз. С его помощью можно определить возможности для компании. Анализ включает в себя исследование политических, экономических, социально-культурных, технологических факторов.
PEST-анализ может иметь расширенный вид. В нем дополнительно рассматриваются еще два блока вопросов. В одном из блоков изучается юридическая среда бизнеса, а именно, правовые акты, законодательство. В другом блоке учитываются экологические факторы. Здесь исследуется влияние на окружающую среду. Модифицированный метод актуален для предприятий, особенно сильно зависящих от правового поля и от влияния на экологию.
Применение ситуационного анализа в постановке жизненных целей
Ситуационный анализ помогает оценить внешние и внутренние обстоятельства. Это позволяет определить наиболее рациональной поведенческой линии. С его помощью можно проанализировать прошлые события, сформировать представление о накопленном опыте, подвести итоги прошлых рассуждений и действий. Ситуационный анализ текущих ситуаций позволяет выработать текущую тактику. Прогнозирование - это исследование будущих или ожидаемых событий.
Проблема всегда является результатом одного из событий. Это могут быть изменившиеся внешние или внутренние условия, появление неожиданных препятствий, намерение заняться чем-то новым. Ситуационный анализ можно использовать и для организации личной жизни. Человек далеко не всегда доверяет собственным решениям, поэтому часто обращается к экспертам в определенных областях знаний, чтобы провести ситуационный анализ на основе фундаментальных и практических знаний.
Точности результатов ситуационного анализа могут помешать недостаточная развитость дисциплинированного мышления, склонность человека действовать привычными сценариями, недостаточно внимание к второстепенным обстоятельствам, поспешное стремление к получению быстрого результата, эмоции, отсутствие уверенности в собственных решениях.
Ситуационный анализ включает в себя несколько последовательных независимых друг от друга процедур. Важно создать поле идей и вариантов, при этом не отвлекаться на экспресс-анализ простых сценариев, перебрать все возможные сценарии.
Ситуационный анализ легче всего проводить с помощью письменного изложения, что позволяет наглядно рассмотреть все возможные сценарии. Так же у исследователя появляется возможность вернуться к прерванному анализу в будущем.
Далее отобранные сценарии рассматриваются с точки зрения динамического развития. При необходимости проводится поиск дополнительной информации, оцениваются возможные последствия по каждому из предложенных вариантов. Следующим шагом становится выбор и обоснование окончательного сценария действий. Перевод на перманентный контроль остальных сценариев позволяет возвращаться к ним при принятии оперативных решений. Так же может составляться согласованный план действий, направленных на то, чтобы реализовать рациональный сценарий.