Модели принятия решений
Модель принятия решений - это формализованный подход к решению задачи управления.
Руководитель в зависимости от подхода, которым он пользуется, может выбирать разные модели управления. Например, классическая модель принятия решения строится на основе имеющихся данных, при условии полноценного доступа к информации. В классической модели априори предполагается, что:
- руководитель стремится достичь согласованных целей, известных всем участникам процесса;
- проблемы уже определены и точно сформулированы;
- лицо, которое принимает руководящее решение, является рациональным и логичным. Оно расставляет приоритеты, что позволяет достигать целей наиболее эффективным способом.
Административная модель необходима для описания реального процесса принятия решения в трудной ситуации. Она применяется тогда, когда руководитель не может принять рациональное экономическое решение. Чтобы создать такую модель, необходимо определить цели, провести рациональные процедуры, найти альтернативные решения.
Эта модель является описательной. Она отражает процесс, принятия решений. Однако наиболее часто в практике решения принимаются интуитивно, либо группой. Группа обычно представляет собой коалицию или неформальный альянс, которые поддерживает определенную цель.
Исследования показали, что классическая модель хорошо работает для стабильных ситуаций, а административная модель применима в условиях изменяющейся среды. Она актуальна при необходимости быстрого принятия решений в рамках высокой неопределенности.
Многокритериальность
Существуют задачи, где критериев оценки несколько. Использование математического моделирования, программного обеспечения позволило преодолеть массу трудностей при их анализе и учитывать множество показателей одновременно.
Некоторые из них удается представить в виде общего критерия. Оказалось, что подходы, которые использовались для моделирования различных ситуаций, не позволяют решать более сложные проблемы. Сложные проблемы принято называть многокритериальными. Они учитывают социальные, политические, организационные, психологические факторы. Эти факторы оказывают влияние на результат, в том числе, на альтернативные варианты, поэтому не поддаются формализации. Задачи отличаются тем, что они описывают множество разных решений. Качество решения при этом не оценивается. Чтобы выбрать наилучший вариант необходимо выявить компромисс между разными критериями задачи.
Как правило, информации для принятия решения не достаточно, то есть нет данных для поиска компромисса. Получается, что результат не может быть определен на основе объективных расчетов. Многие практические проблемы приравниваются к многокритериальным задачам. Такие задачи имеют следующие характеристики:
- уникальность;
- отсутствие статистических данных;
- отсутствие возможности обосновать выбор тех или иных критериев;
- нехватка информации для принятия объективного решения;
- необходимость привлечения экспертов либо опытных специалистов.
Принятие решений позволяет решать совершенно разные задачи. Структура данных, количественное формулирование проблем, существенные зависимости которых заранее определены, могут быть выражены определенными символами и числами. Если проблемы не структурированы и содержат лишь описание, то количественные зависимости между ними не известны. Наиболее типичные проблемы хорошо структурированы. Но если речь идет о многокритериальных задачах, то здесь изначально нет полной информации. Проблему сложно структурировать.
Многокритериальные модели принятия решений
Многокритериальные модели принятия решений позволяют использовать показатели эффективности в качестве критериев. Если цель единственна, то выдвигается один критерий. Но чаще эффективность оценивают не по одному, а по нескольким показателям. При этом один из показателей делают больше. Экстремальное значение критерия должно не быть меньше допустимого или быть хуже него в рамках измерения эффективности.
Условия и цели решения задачи определяют различные величины, которые влияют на эффективность. Критерии при этом задаются либо явно, либо не явно. Критерии могут быть представлены скалярной функцией, векторной функцией или системой ограничений. Они могут быть представлены одним набором ограничений, либо качественными требованиями. Сюда же относят предпочтения, которые задаются на множестве разных способов и вариантов.
Решения, которые принимаются исходя из одного критерия, предпочтения, называются простыми. Сложные решения принимаются по нескольким критериям. Примерами критериев являются прибыль от реализации продукции, рентабельность, производительность труда. Это может быть вероятность обнаружения неисправности, среднее время ожидания в очереди, вероятность обнаружения правильного сигнала.
Стоит отметить, что в многокритериальных задачах не существует общего решения. Оно может быть для одного или нескольких критериев, но не для всех. Средством для решения подобных задач является создание объективных моделей. Каждый шаг процедуры рассчитывается с помощью вычислительной техники.
Критерии описываются математической моделью. Далее осуществляется нормирование критериев, их объединение, если того требует задача. В некоторых случаях задачу с несколькими критериями удается свести к задаче с одним критерием. Для этого выделяется только один критерий, который считается основным в данной задаче. Его обращают в максимум, тем самым подчеркивая его значимость. На остальные критерии накладываются ограничения, в результате ограниченные критерии переводятся в разряд заданных условий.