Организационное поведение
Поведение - это совокупность действий, которые характерны для конкретной личности в определенных условиях.
Действие представляет собой разовый контакт взаимодействия с миром. Организационное поведение выражается в действиях. Оно включает отношение к себе, к коллегам, к руководству, к предприятию в целом. Если рассматривать организационное поведение с точки зрения теоретической дисциплины, то оно изучает поведение индивидов с целью понимания, предсказания и усовершенствования индивидуального исполнения работы, что приведет к улучшению функционирования организации.
Организационное поведение рассматривается на трех уровнях:
- Личностном.
- Групповом.
- Организационном.
Факторами, обуславливающими организационное поведение, выступают личностные параметры работника, параметры организации, параметры внешней среды. Основными силами, определяющими организационное поведение, являются стимулирование, управление и контроль.
Особенности организационного поведения зависят от особенностей человеческого капитала, от того, какие ожидания вкладывает клиент, а также от самой организации и от процессов управления в ней. В российской практике большое внимание уделяется повышению эффективности межличностных отношений.
Поведение рассматривается с точки зрения психологии. Поэтому здесь речь идет о психологической структуре организации. В основе организационного поведения лежит использование социально-психологических методов управления. Они направлены на то, чтобы оптимизировать процессы, протекающие в коллективе.
Социальное воздействие оказывается через целенаправленное формирование персонала организации, через моральное стимулирование работников, использование методов управления индивидуальным поведением, осуществление коллективной деятельности работников, использование социальной активности сотрудников.
Групповые ценности
Групповые ценности - это ценностная значимость объектов для общности людей. Они имеют значение для коллектива, так как способствуют его сплочению и укреплению связей между индивидами. Все ценности с точки зрения их влияния на человека и на жизнь общества в целом принято делить на три группы:
- Второстепенные ценности, без которых нормальное функционирование общества возможно.
- Повседневные ценности - это материальные, духовные ценности повседневного обихода.
- Высшие ценности отражают фундаментальные отношения и потребности.
Групповые ценности могут относиться к цели жизни, к желаемым результатам, к исходу действия. Они могут затрагивать потребности красоты, мира, свободы, самоуважения. Ценности могут относиться к средствам, используемым человеком для достижения определенных целей. Они затрагивают психологическую сферу жизни человека, его амбиции, открытость, честность, доброжелательность, обязанности и так далее.
Все ценности, которым следует человек, в том числе и групповые ценности, составляют его ценностную систему. По ней окружающие судят о том, что собой представляет данная личность.
Ценности в группе формируются под давлением группы, социально-психологического климата, групповой сплоченности, степени совместимости индивидов, срабатываемости, конформности и так далее. Групповые ценности позволяют создать команду. Плюсы сплоченной команды заключаются в том, что она более эффективна по сравнению с разрозненной. При этом групповая сплоченность влияет и на продуктивность деятельности, на эмоциональное состояние участников группы. При исследовании данного вопроса специалисты обнаруживают и отрицательные черты групповой сплоченности.
Исследования влияния групповых ценностей на организационное поведение
Успешность труда зависит от того, какие нормы выработаны в группе и какие нормы поведения считаются приемлемыми. Образцы поведения внутри группы должны выполняться всеми ее членами. При этом нормы могут быть формализованными и неформальными. Большинство норм, которыми руководствуются группы, как правило, носят неформальный характер. Они могут оказывать влияние не взаимоотношения в коллективе, на эффективность работы каждого члена предприятия.
Нормы могут затрагивать непосредственное выполнение работы, ее качество. Они влияют на интенсивность работы, терпимость в отношении брака, просчетов, нарушения сроков. Нормы могут регламентировать распределение ресурсов внутри группы, а также внешний вид сотрудников. Чтобы быть принятым в группу, человеку необходимо чувствовать ее поддержку, а значит приспособиться к установленным в ней нормам. Члены группы, которые игнорируют установленные правила, как правило, быстро теряют положение в ней. Группа сама начинает как бы выталкивать этих людей из своего пространства.
Структура организации порождает свои ценности. В процессе социального воспитания люди приобретают представление о том, как к ним должны относиться другие сотрудники и как к ним должна относиться организация в целом. Примером такой ситуации может послужить распоряжение, которое поступает сразу от нескольких руководителей. Подчиненный выберет распоряжение своего прямого руководителя, и воспользуется правом не следовать решениям других руководителей. Такое же поведение характерно для рабочих групп. Группа действует как единый организм и может воспользоваться лазейкой для отказа следовать распоряжению не своего начальника.