Организация
Организация – это субъект хозяйствования, который имеет юридические права.
Она создает продукцию или услуги, чтобы реализовывать их и получать прибыль. Организацией может называться социальная группа, собранная для реализации коллективной цели. Юридические лица, которыми являются организации, в России обязаны уплачивать налоги в пользу государственной казны. Иностранными же считаются организации, которые имеют правоспособность в соответствии с законодательством своей страны. Они открывают филиалы и представительства на территории РФ.
Основными признаками организации являются:
- цель создания,
- наличие необходимых ресурсов,
- зависимость от влияния внешних факторов,
- формирование подразделений, рабочих групп, выполняющих определенные функции,
- наличие процесса управления,
- планирование,
- наличие неформальных и формальных групп,
- целевая деятельность, направленная на извлечение прибыли или на создание положительного социального эффекта.
Организация представляет собой социальное образование. По сути, это форма объединения людей, которые действуют для достижения общей цели. Организация требует управления. Она предполагает, что все сотрудники понимают основные принципы работы, состав внешней и внутренней среды, а также участвуют в развитии социально-экономических проектов.
Организация состоит из коллективов. Обычно это группа от двух человек, взаимодействующих друг с другом для того, чтобы оказывать влияние на другие группы людей. В результате происходит процесс коммуникации и налаживание производственного процесса. Стоит отметить, что в организациях одновременно существуют формальные и неформальные группы. Формальные группы создаются для того, чтобы разделять обязанности в горизонтальном и в вертикальном направлении. Это необходимо для менее затратного и более эффективного достижения целей. Примером могут послужить группы руководителей, целевые производственные группы, комитеты.
Неформальными называются группы, которые создаются спонтанно. Работники могут вступать в эти группы для того, чтобы удовлетворять психологические потребности.
Структура организации
Организационная структура представляет собой правовые акты внутреннего пользования, которые определяют иерархию и состав организации. Сюда входит описание основных функций, прав, обязанностей. Это матрица, которая описывает функционирование и порядок взаимодействия между разными уровнями управления и отдельными подразделениями. Структура позволяет повысить эффективность предприятия. Однако этого недостаточно для роста, если у предприятия недостаточно финансирования.
Составление организационной структуры учитывает цели бизнеса, инструменты, которые необходимы для достижения этих целей. Из-за этого нет одинаковых организационных структур. Однако все структуры включают в себя документы, регламентирующие состав и функции структурных единиц, положение о структурных подразделениях, описание протекающих внутри процессов. Структура организации подразумевает наличие инструкций, которые описывают обязанности и функции каждой должности. Так же прилагается схема, которая графически показывает устройство организации.
Принципами организационной структуры можно назвать:
- Распределение обязанностей в соответствии со специализацией.
- Четкую иерархичность.
- Наличие общих стандартов и правил.
- Обезличенность при выполнении должностных обязанностей.
- Защита сотрудников от безосновательных увольнений и возможность карьерного роста.
Достижение максимального результата требует четкого распределения обязанностей. Добиться порядка можно тогда, когда каждый менеджер управляет только своим подразделением или отделом. Все сотрудники подчиняются правилам организации и своего подразделения. Руководители не могут использовать личные симпатии при принятии решений. Сотрудники, качественно выполняющие свои обязанности, должны быть защищены от безосновательного увольнения.
Эволюция взглядов на сущность и структуру организации
Теоретические основы формирования организаций разрабатывались на стыке разных науки, среди которых:
- Менеджмент.
- Социология.
- Антропология.
- Психология.
- Юриспруденция.
В 20 веке произошли изменения условий функционирования организаций. Среди них увеличение числа крупных предприятий, отделение собственности от управления, развитие наук, применение наук о человеке. Все это привело к появлению научных идей, а на их основе школ, которые изучали закономерности построения организаций. Они стали рассматривать не только формальные и неформальные группы, но и изучать человеческие отношения в рамках социальных систем. Так же они стали делить функции и ответственность, уделять внимание особенностям и сложностям принятия управленческих решений, стали внедрять математический аппарат для управления процессами.
Анализ разных подходов дает возможность подобрать оптимальную форму организации. Существуют теории, утверждающие, что все организации должны строиться по способу универсальных. Есть подходы, в соответствии с которыми оптимальная структура может быть ситуационной.
В последние десятилетия произошли стремительные перемены в технологической сфере. Стала расти сложность и наукоемкость производства. Кроме того, на процессы повлияли глобализация, интеграция, распространение информационных технологий.
Для первой половины 20 века были характерны отделение управления от собственности, появление крупных предприятий, развитие точных наук, укрепление рыночных отношений. В это время научные школы сосредоточились на закономерностях и принципах построения организаций, на разделении труда, человеческих отношениях, социальных системах. Во второй половине 20 века начались революционные изменения в технологиях, начались процессы глобализации, взаимного проникновения экономик стран друг в друга. Научные школы стали заниматься вопросами системного подхода к управлению, исследованием маркетинга, реинжиниринга, теорией институтов, институциональных изменений.