Роль малого бизнеса в экономике
Малый бизнес – это экономическая деятельность индивидуальны предпринимателей, небольших фирм, малых предприятий, формально не входящих в объединения.
Рыночная экономика базируется на производственном процессе, который состоит из создания благ, их последующего распределения, сбыта и конечного потребления. Производство и реализация благ осуществляется предприятиями. Рыночная экономика допускает любые формы собственности. Предприниматель самостоятельно определяет цель организации бизнеса, его основной продукт и рынок сбыта. Государство не может повлиять на деятельность предприятия напрямую, а только стимулировать или сдержать деловую активность реального сектора в целом.
Работа малого бизнеса практически не отличается от среднего и крупного. Сущность деятельности заключается в переработке факторов производства для получения желаемого результата. В практической деятельности малый бизнес обычно занят в сфере услуг, либо в торговле, так как эти направления экономической активности не требуют существенных финансовых вложений.
Малое предприятие может пользоваться льготами, которые обычно предоставляются государством для стимулирования предпринимательской деятельности в стране. Оно должно соответствовать законодательным нормам. Например, в России малое предприятие должно насчитывать определенное число наемных сотрудников, а так же не превышать максимальное значение оборота.
В России действуют программы, направленные на поддержание малого бизнеса, например, льготы по налогу на имущество, отмена налога на прибыль от продажи ценных бумаг. Образовательные учреждения освобождены от уплаты налога на прибыль на срок до 9 лет. Доходы от продажи патентов поступают в муниципалитет. Кроме того, действие предпринимательской лицензии планируется сделать бессрочным.
Налогообложение
Исторически государственная власть выполняет функции по управлению внутренними процессами в стране, а так же по обеспечению безопасности жизни граждан. Оно не имеет права заниматься коммерческой деятельностью, поэтому существование власти поддерживается налоговыми поступлениями в государственный бюджет. Кроме того, средства бюджета расходуются на решение социально-экономических проблем.
Система налогообложения представляет собой совокупность обязательных платежей, установленных государством, которые должны своевременно и в полном объеме осуществлять субъекты экономики.
В масштабах макроэкономики налогообложение является частью процесса перераспределения денежных средств. Результатом становится формирование финансов, которые идут на организацию и реализацию общественных благ.
Система налогообложения опирается на следующие принципы:
- Оно является общим, каждый субъект экономики несет обязательства перед государством соразмерно своим доходам.
- Каждый налогоплательщик заранее знает о способах и сроках уплаты, размерах налога,.
- Уплата налогов должна быть удобна и понятна каждому плательщику.
- Расходы на организацию сбора налогов должны быть оптимальными.
- Объект облагается одним видом налога.
- Правила налогообложения едины на всей территории страны.
- Величина налога всегда соразмерна доходу субъекта.
Налогообложение может быть подоходным, поимущественным. Налогами облагаются нужды потребителей. Сама система налогообложения может быть прогрессивной, пропорциональной и регрессивной. Первый вид ведет к росту налоговой ставки в зависимости от увеличения базы налога. Пропорциональное налогообложение сохраняет налоговую ставку неизменной. Если налоговая база увеличивается, а ставка снижается, то применяется регрессивное налогообложение.
Особенности налогообложения малого бизнеса
В России действует две системы налогообложения для малого бизнеса:
- Упрощенная.
- Вмененного дохода.
Большая часть субъектов малого бизнеса облагается налогами по общей схеме. Они платят все действующие на территории страны виды налогов. На текущих момент около 500 тысяч малых предприятий по всей стране придерживаются данного метода уплаты налогов. Проблема заключается в том, что в России отсутствует эффективная статистика по учету всех видов предпринимательства, поэтому сложно оценить работоспособность текущей системы налогообложения. Если исследовать налоги только по динамике суммы поступления, то такой анализ будет не показательным. Рост суммы поступлений зависит от введения вмененного дохода в новых регионах страны, а так же от расширения количества плательщиков. Так как информации о поступлениях нет, то нет возможности достоверно сопоставить все формы налогообложения.
У системы упрощенного налогообложения есть свои недостатки. К причинам ограничения относят отмену НДС, что усложняет взаимодействие малого бизнеса с поставщиками и покупателями. Платеж налога с выручки составляет 10%. Такую ставку выбрали большинство муниципальных властей. Сам размер ставки не удобен для многих предпринимателей. Малый бизнес не может отнести на затраты на капвложения и покупку материальных активов в случае, если выбирает форму налогообложения дохода. В некоторых регионах льготы для малого бизнеса не действуют, при этом они не могут воспользоваться льготами и для других форм предпринимательства.
Налог на вмененный доход делает недопустимым переход на другую систему налогообложения. Размер единого налога так же не оспаривается. Плательщик не может отказаться от его уплаты, повлиять на его размер. Получается, что действующая система налогообложения для малого бизнеса решает проблемы власти, но не поддерживает предпринимателей. Кроме того, обложение вмененного дохода делает налогообложение несправедливым, так как доходы предприятий различаются.
Со стороны государства ожидалось, что расчет налога от вмененного дохода стимулирует деловую активность. Однако, эффект является краткосрочным. В долгосрочном периоде такой налог дестабилизирует предприятие, ведет к увеличению расходов, свертыванию инвестиционной активности предпринимателей.