Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Малый бизнес: характерные черты, преимущества, зарубежный опыт и проблемы становления в России

Все предметы / Экономика / Малый бизнес: характерные черты, преимущества, зарубежный опыт и проблемы становления в России

Характерные черты малого бизнеса и его преимущества

Определение 1

Малый бизнес – это форма хозяйствования, представленная экономической деятельностью одного субъекта или группы лиц.

Отнесение предприятия к сфере малого бизнеса происходит на законодательном уровне. Каждая страна вырабатывает свои нормы и требования к малому бизнесу. Соответствие им дает предприятию определенные преимущества и права пользования льготами.

В России, чтобы предприятие считалось малым, необходимо соблюдение следующих условий:

  • Численность сотрудников не должна превышать 100 человек.
  • Годовой оборот не должен превышать 800 миллионов рублей.

Помимо малых предприятий существуют микропредприятия с численностью работников не более 15 человек и оборотом не более 120 миллионов рублей.

Предприниматель должен заявить о своем желании осуществлять экономическую деятельность, зарегистрировав его в соответствующих органах власти. Юридические лица вносят в единый реестр предприятий, а также встают на учет в налоговой инспекции.

Государственная власть заинтересована в становлении малого и среднего бизнеса. Он является основной для развития справедливой конкуренции, роста и развития экономики. Поддержание малого предпринимательства положительным образом сказывается на инновациях, научно-техническом прогрессе. Именно малые предприятия чутко реагируют на потребности спроса, модифицируя продукцию и услуги по требованию покупателей.

Малое предпринимательство развивается неравномерно. Если в западных странах становление капитализма началось довольно давно и бизнес имеет разные формы, то в странах с переходной экономикой малый бизнес только зарождается. Неравномерность характерна и для разных регионов одного и того же государства. Склонность к ведению предпринимательства может зависеть от культурных, исторических и экономических особенностей региона.

Готовые работы на аналогичную тему

Зарубежный опыт становления малого бизнеса

Малый бизнес в западных странах развивается весьма активно. Это связано с тем, что государственная власть придает огромное значение развитию данного направления. Кроме того, становлению малого предпринимательства способствует рыночная модель хозяйствования. В ней признается разнообразие форм собственности и деятельности предприятий.

Благодаря малому бизнесу многие страны смогли совершить серьезный экономический скачок. Наиболее интересными с точки зрения развития малого предпринимательства являются США, Китай, Япония и ряд европейских стран.

Передовые экономики мира отличаются тем, что около 60% совокупного дохода в них формируется в секторе малого предпринимательства.

Развитию малого бизнеса в западных и азиатских странах способствуют следующие особенности уклада экономики:

  1. Целевое государственное финансирование.
  2. Льготное налогообложение.
  3. Развитая инвестиционная деятельность.
  4. Сильное антимонопольное законодательство.
  5. Льготное кредитование.

Малые предприятия часто работают совместно с крупными компаниями. Они быстро реагируют на потребности рынка и адаптируются к нему. Здесь легче запустить новые проекты, либо опробовать инновационную технологию. У крупных предприятий достаточно ресурсов для организации исследований, но недостаточно гибкости для их запуска и внедрения.

В Японии почте 100% реального сектора представлено малым и среднем бизнесом. Эксперты полагают, что это одно из объяснений быстрого технологического развития японской экономики. Рынок США получает до 60% совокупного дохода за счет малых и средних предприятий. Страны Восточной Европы быстрее перестроили экономику под требования рынка. Там малый бизнес создает до 50% внутреннего продукта. А вот в России и в Казахстане доход от малого бизнеса не превышает 10-12%. Стоит так же отметить, что в зарубежных странах малое предпринимательство существует в разных отраслях экономики вне зависимости от технологической сложности.

Проблемы становления малого бизнеса в России

Малый бизнес в Росси представлен только в сфере услуг. Среднее предпринимательство практически отсутствует. Малые предприятия занимаются перепродажей товаров и услуг, а также выполнением несложных работ на заказ. Можно сказать, что малое предпринимательство развито в России не достаточно. Связано это с особенностями перехода от командно-административной экономики к рыночной.

Приватизация должна была передать право собственности от государства в частные руки. В результате крупные предприятия стали акционерными обществами с правами корпораций. По сути, они сохранили за собой преимущества, которые имели до разгосударствления. Небольшие предприятия полностью разорились и стояли брошенными. Приватизация не дала ожидаемого от нее результата.

Малые предприятия в России наделены возможностью пользоваться упрощенной системой налогообложения. Однако, налоговая нагрузка остается слишком большой. Развитию бизнеса мешают многочисленные требования к сфере услуг. Например, поправок для ресторанного бизнеса около тысячи. Бюрократия и коррупция так же мешают нормальному развитию бизнеса, конкуренции с крупными предприятиями.

Из-за экономической нестабильности банки предпочитают не давать кредиты малому предпринимательству, считая его ненадежным. Если средства и попадают к бизнесмену, то процент по ним остается слишком высоким.

Малым предприятиям практически невозможно попасть в отрасли, где действуют крупные государственные компании. Государственное влияние на экономику так же усиливается. Это вызвано внешними проблемами и макроэкономической нестабильностью. В таких условиях малому бизнесу достаточно сложно развиваться. Кризис и пандемия коронавируса негативным образом сказались на предпринимательстве в последние годы. Число предприятий резко уменьшилось. Можно сказать, что российский малый бизнес находится лишь на пути становления.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Юлия Лайши

Эксперт по предмету «Экономика» , преподавательский стаж — 5 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис