Понятие внешней корпоративной социальной ответственности
Для того чтобы разобраться в сущности внешней корпоративной социальной ответственности (КСО), необходимо, прежде всего, определиться с общим пониманием термина «корпоративная социальная ответственность». В настоящее время единого подхода к его трактовке не существует. Тем не менее, анализ различных подходов позволяет определить обобщенное определение КСО.
Корпоративная социальная ответственность (она же социальная ответственность бизнеса) – это ответственность бизнеса в целом и отдельно взятых компаний в частности перед обществом за свою деятельность и ее результаты.
Сущность КСО заключается в том, что бизнес, его деятельность и ее результаты тесно связаны с обществом и окружающей средой. Более того, их сосуществование определяется взаимообусловленным влиянием. Социальная ответственность бизнеса является залогом устойчивого развития компании и общества в дол горочной перспективе.
Таким образом, корпоративная социальная ответственность может быть определена в качестве добровольного принятия бизнесом ответственности перед обществом и совокупности тех обязательств, которые компании берут на себя в плане защиты общественных интересов.
Основными направлениями социальной ответственности бизнеса традиционной считаются:
- персонал организации;
- окружающая среда;
- местные сообщества и общество в целом.
В зависимости от того, на защиту интересов каких групп стейкхолдеров (заинтересованных сторон) нацелена социально ответственная деятельность компании, КСО делится на внешнюю и внутреннюю.
Внешняя корпоративная социальная ответственность ориентирована на защиту интересов внешних групп заинтересованных сторон. К их числу относятся потребители, поставщики, государство и местные сообщества, а также общество в целом.
Внешняя КСО может быть определена в качестве социальной политики, проводимой бизнесом для местного сообщества на территории своего присутствия. Иначе говоря, это ответственность перед внешними стейкхолдерами.
Как правило, она требует развития социальной ответственности всех уровней иерархии, включая высший (филантропия и благотворительность).
Основные направления внешней корпоративной социальной ответственности
Сущность внешней корпоративной социальной ответственности находит свое отражения в основных направлениях и механизмах ее реализации. Базовые направления внешней КСО представлены на рисунке 1. Рассмотрим их более подробно.
Рисунок 1. Основные направления внешней КСО
Базовым уровнем внешней социальной ответственности считается ответственность бизнеса перед потребителями. Она непосредственно связана с выпуском и реализацией качественных товаров и услуг, а также удовлетворением рыночных потребностей.
Важнейшим направлением внешней КСО традиционно считается спонсорство и благотворительность. Они же отождествляются с наивысшим уровнем развития социальной ответственности бизнеса.
Основными направлениями спонсорства и благотворительности выступают сферы культуры и искусства, спорт и здравоохранение. Особая роль в крупных корпорациях отводится поддержке социально незащищенных слоев населения (дети-сироты, ветераны, онкобольные и прочие категории граждан).
Не менее важным направлением внешней ответственности бизнеса является охрана окружающей среды. Ее базовыми направлениями выступают:
- ресурсосбережение и экономное энергопотребление;
- утилизация и переработка отходов;
- использования вторсырья;
- снижение вредных выбросов в окружающую среду и плата за них;
- реализация природоохранных мероприятий, включая поддержку биоразнообразия и пр.
Взаимодействие бизнеса с властью и местными сообществами находит свое отражение в реализации инфраструктурных проектов, проведении субботников и строительстве социально значимых объектов.
Одним из направлений внешней КСО считается готовность бизнеса помогать в кризисных ситуациях, например, оказывать гуманитарную помощь или предоставлять транспорт и рабочих.
Все вместе представленные выше направления формируют основу социальной ответственности бизнеса по отношению к внешним стейкхолдерам. Результаты ее реализации находят свое отражение в нефинансовой отчетности, формирование и публикация которой, однако, носят добровольный характер.
Подходы к оценке внешней корпоративной социальной ответственности
Внешняя КСО напрямую зависит от деятельности компании и наиболее ярко проявляется в ее воздействии на местное сообщество и окружающую среду. В настоящее время многими организациями разработаны собственные программы по охране окружающей среды и устойчивому развитию. Однако, как показывает практика, они работают параллельно, а не в единстве с основной бизнес-стратегией, что в конечном итоге не оказывает влияния на получаемые результаты. В связи с этим повышает роль проведения оценочных процедур.
В настоящее время существует множество подходов к оценке социально значимых инициатив внешней направленности. Вся их совокупность подлежит множественной классификации по различным основаниям. Так, например, все существующие методики оценки КСО могут быть подразделены на международные и национальные. Кроме того, они могут быть качественными и количественными, рейтинговыми и экспертными.
В основе определения эффективности социальных инвестиций могут лежать индексные и матричные методы оценки.
Основные направления оценки социальной эффективности предпринимательских инициатив представлены на рисунке 2. Каждой из них соответствуют свои оценочные методы и алгоритмы.
Рисунок 2. Базовые направления оценки внешней КСО
Одним из наиболее распространенных и доступных методов оценки эффективности социальной ответственности бизнеса выступает использование данных рейтингов, составленных специализированными авторитетными рейтинговыми агентствами.
Широкую известность получили методы оценки КСО, основанные на оценке соотношения полученных в ходе реализации внешних социально значимых инициатив результатов и затрат на их достижение в различных формах.
Следующий способ основан на анализе показателей, включаемых в нефинансовую отчетность компаний. В значительной степени он ориентирован на использование информации, представленной в первичных документах.
Экспертные оценки, широко используемые при составлении рейтингов, также могут быть использованы в качестве самостоятельных методик. В их основе лежит обследование уровня социальной ответственности компании на основании общей информации, характеризующей протекающие в компании процессы, напрямую связанные с реализацией социально ответственных инициатив.
За рубежом весьма распространены индексные методы оценки КСО. Наиболее популярными из них считаются индекс ВАСО и индекс устойчивости Доу Джонса.