Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Развитие корпоративной социальной ответственности

8-800-775-03-30 support@author24.ru

Сущность и значение корпоративной социальной ответственности

Определение 1

Под корпоративной социальной ответственностью (далее – КСО) в общем виде следует понимать принятие на себя бизнесом ответственности за свою деятельность перед внешними и внутренним окружением. Она основана на соблюдении действующих норм законности и добровольном принятии дополнительных обязательств перед обществом.

Корпоративная социальная ответственность представляет собой совокупность тех обязательств, которые берет на себя организация в плане защиты сотрудников, заботы об окружающей среде и обществе в целом. С одной стороны, она неразрывно связана с наличием общественных ожиданий по отношению к собственниками и менеджменту корпораций, а также их производственным структурам. С другой стороны, КСО предполагает осознание бизнесом своей ответственности перед трудовым коллективом, обществом и индивидуумом за свои действия и их социальные последствия.

Таким образом, КСО может проявляться в трех основных направлениях:

  • по отношению к сторонам, заинтересованным в результатах деятельности корпорации – ее стейкхолдерам (как внешним, так и внутренним);
  • по отношению к окружающей среде;
  • по отношению к общественному благосостоянию в целом.

Все вместе эти направления предопределяют содержание социально ответственного бизнеса. В современном мире он более не является независимой субстантой, напротив, бизнес активно взаимодействует с внешней средой и оказывает неоспоримое влияние на внешнее и внутреннее окружение. Именно поэтому бизнес, особенно крупный, должен нести социальную ответственность перед своими сотрудниками в частности и обществом в целом.

Эволюция корпоративной социальной ответственности

Становление и развитие концепций социальной ответственности бизнеса прошло множество эволюционных этапов, каждый из которых был ознаменован переходом на новый уровень понимания роли и значения социализации бизнеса. Анализ работ российских и зарубежных авторов позволяет выделить шесть основополагающих этапов эволюции концептуальных основ социальной ответственности бизнеса:

  • возникновение предпосылок для социализации бизнеса;
  • зарождение социальной ответственности;
  • формирование классических подходов к социальной ответственности и ее восприимчивости;
  • стейкхолдерский подход;
  • социальная ответственность как элемент стратегического управления бизнесом;
  • переосмысление и общественное признание социальной ответственности.

На первоначальном этапе, вплоть до начала 1950-х, на Западе происходило первоначальное накопление капитала и активное развитие корпоративных структур. Именно в этот период были сформированы предпосылки для первоначальной социализации предпринимательства. Бизнес приобрел многоаспектную категорию. Он более не являлся независимой субстанцией, напротив, оказывая влияние на общество и внешнее окружение, бизнес был призван нести ответственность за свои действия.

Далее, на протяжении 1950-1960-х гг., происходило зарождение социальной ответственности предпринимательства. Свое активное развитие в этот период получили концепции социальной ответственности бизнеса и бизнесмена. Согласно последней, социальная ответственность должна была носить персонифицированный характер, а в ее основе лежало разграничение ответственности бизнеса и его представителей.

Со временем социальная ответственность была институционализирована. Ее границы была расширены, после чего она стала охватывать не только бизнесмена, а компанию в целом. При этом бизнес как таковой в своей деятельности был призван, помимо экономических соображений, учитывать интересы и ценности общества.

Далее наступил этап активного обсуждения и формирования классических подходов к пониманию места и значения социальной ответственности бизнеса. В процессе эволюционного развития на данном этапе сложилось три основных подхода к ее интерпретации (рисунок 1).

Классические концепции КСО. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Классические концепции КСО. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Согласно теории «корпоративного эгоизма», вся ответственность бизнеса сводится к увеличению объемов извлекаемой им прибыли. В соответствии с теорией «корпоративного альтруизма» бизнес должен также осуществлять вклад в решение общественных проблем, сохранение окружающей среды и повышение качества жизни.

Согласно теории разумного эгоизма затраты на поддержку и реализацию социальных и благотворительных программ в долгосрочной перспективе создают благоприятное социальное окружение и, следовательно, основу устойчивых прибылей.

Одновременно с этим было положено начало развития концепции корпоративной социальной восприимчивости, согласно которой бизнес должен иметь элементарное представление о среде, в которой он функционирует с тем, чтобы уметь адаптироваться к ней. Чем более благоприятной становится эта среда, тем проще бизнесу развиваться в ней.

В 1980-х гг. социальная ответственность бизнеса стала рассматриваться в контексте заинтересованных сторон, была сформирована двухсторонняя модель стейкхолдерских отношений. Особое внимание уделялось социальной вовлеченности бизнеса, его соответствию социальным нормам, ценностям и ожиданиям общества.

Начиная с 1990-х гг. социальная ответственность приобрела стратегический характер, превратившись в базис развития бизнеса в долгосрочной перспективе. Она была интегрирована в корпоративную стратегию.

Замечание 1

Начиная с 2000 гг. и по настоящее время в научном сообществе неустанно происходит переосмысление концепций социальной ответственности корпораций перед обществом и внешней средой. Наибольшую популярность на данном этапе получили концепции корпоративного гражданства, корпоративной устойчивости и создания общих ценностей.

Современный подход к определению сущности корпоративной социальной ответственности

Итак, в своем развитии концепция КСО претерпевала множественные качественные изменения и неустанно совершенствовалась. Если ранее социально ориентированная деятельность бизнеса была сосредоточена, в основном, на отношениях с собственными сотрудниками, благотворительных акциях и природоохранных мероприятиях, то в настоящее время в рамках КСО рассматривают уже «три корзины ответственности» (рисунок 2).

Триединый подход к современному толкованию КСО. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Триединый подход к современному толкованию КСО. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Экономическая ответственность предполагает обеспечение безопасности и качества товаров и услуг, поставляемых на рынок, а также физическую и ценовую доступность реализуемой продукции.

В основе ответственности экологической лежит обеспечение минимизации вредных выбросов и снижении иных нагрузок на окружающую среду. Также сода относится реализации природоохранных мероприятий.

Ответственность социального толка делится на внешнюю и внутреннюю. Первая ориентирована на реализацию социальных проектов (в том числе благотворительность). Вторая же непосредственно связана с развитием собственного трудового коллектива.

В современном мире корпоративная социальная ответственность предопределяется необходимостью ее прочной интеграции в систему управления бизнесом на основе развития экономической, экологической и социальной сторон деятельности организации. Обеспечение устойчивого развития бизнеса и общества без опоры на социальную ответственность корпоративных структур попросту невозможны.

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис