Российские концепции повышения качества
-
Бездефектное изготовление продукции (БИП)
Концепция БИП была разработана и внедрена в 1955 году на производственных предприятиях Саратовской области. В основе этой концепции лежало стимулирование работников, участвующих в производственном процессе, к выявлению и устранению причин возникновения дефектов продукции. Активизация сотрудников осуществлялась с помощью введения санкций, предполагавших лишение премии при повторном представлении дефектной продукции. Наказание способствовало тому, что сотрудники начинали искать причины отклонений, взаимодействовать с другими подразделениями по данному вопросу.
-
Концепция качества, надежности и ресурса с первых изделий (КАНАРСПИ)
Внедрение концепции КАНАРСПИ впервые было осуществлено на Горьковском авиационном заводе. Данная система спустя некоторое время была признана лучшей в России. Этому факту во многом способствовала ее универсальность, применимость в других производственных отраслях.
Концепция КАНАРСПИ была нацелена на комплексное обеспечение качества продукции, предполагала наличие инструментов и методов его учета. В рамках данной системы проводились исследования, нацеленные на повышение качества, а акцент был перенесен с устранения дефектов на устранение проблем на стадии разработки продукции. КАНАРСПИ была первой системой управления качеством, которая принимала во внимание мнение потребителей в вопросах качества и совершенствования продукта.
-
Концепция ресурса до первого капитального ремонта (НОРМ)
Концепция НОРМ была разработана Ярославским моторным заводом в 1960-х годах. В ее основе лежал технический параметр – ресурс до первого капитального ремонта. В рамках данной системы внимание было перенесено на повышение уровня качества продукции через процесс ее разработки, конструирования. Данная система учитывала и объединяла принципы концепций БИП и КАНАРСПИ.
-
Концепция комплексной системы управления качеством продукции (КСУКП)
Концепция КСУКП появилась в первой половине 1970-х годов в результате сотрудничества производственных предприятий, Госстандарта СССР и научно-производственного объединения «Система». Эта концепция представляет собой наиболее комплексную российскую разработку в области управления качеством, которая нацелена на обеспечение устойчивого темпа роста качества продукции. Повышение уровня качества должно быть достигнуто путем разработки новых продуктов более высокого качества, обеспечения своевременного производства и выхода на рынок новых продуктов и снятия с рынка устаревших товаров, а также постоянного совершенствования и модернизации существующих продуктов.
Недостатки российских концепций
Продукция российского производства не славится своим качеством на мировом рынке. Недостаток ее конкурентоспособности в области качества объясняется рядом причин. Ключевой причиной этого явления можно считать формальное и пассивное отношение менеджмента и сотрудников организаций к управлению качеством.
Именно эта характеристика подхода к управлению качеством объясняет и другие недостатки российских систем менеджмента качества. Все разработанные и применяемые системы были плохо стандартизированы, имели слабую методологию, что способствовало снижению заинтересованности сотрудников и руководства организаций в их применении. Недостаток четких методологических указаний приводил к тому, что организации были недостаточно стимулированы на повышение уровня качества своей продукции. Формальное отношение к управлению качеством выражалось в создании отделов технического контроля, находящихся в противоречии с другими подразделениями компании и ее руководством.
Вкупе с невысоким уровнем материального и технологического обеспечения производства данные факты не способствовали развитию систем менеджмента качества и переориентации их в соответствии с нуждами потребителей.