Управление качеством
Конкурентная среда современного мира неустанно склоняет руководителей различных организаций к обращению к вопросам качества продукции, товаров, услуг. Это является одним из наиважнейших направлений в повышении эффективности рыночной деятельности организации. Качество продукции является крайне действенным инструментом, как удержания, так и увеличения рыночной доли организации и конкурентной борьбы с завоеванием новых сегментов рынка. Помимо влияния спроса на качество товара, оно само может преобразовать спрос и сделать его более требовательным.
Управление качеством подразумевает под собой управление рыночной эффективностью, и наоборот. Понятие качества товара означает характеристику профессионализма принятия решений по проблемам клиентов направленные на удовлетворение их потребностей.
В настоящее время, предприятия желающие быть эффективными и конкурентоспособными, активно применяют идеологию управления качеством. Функционирование в условиях рыночной экономики, формируют вопросы управления качеством на предприятии таким образом, чтобы оно затрагивало каждого сотрудника, а не только непосредственного качества производимого товара. Командная работа по управлению качеством – ключевая особенность управления в системе менеджмента качества.
Понятие качества
Понятие качественной продукции, означает её соответствие следующим характеристикам:
- продукция отвечает строго определённым требованиям, сфере применения и назначению;
- качественная продукция удовлетворяет требования своего потребителя;
- такая продукция отвечает действующему законодательству, а также иным требованиям общества;
- она вписывается в рамки конкурентоспособных цен;
- качественная продукция всегда направлена либо на получение прибыли, либо на выход из кризиса.
Отраслевые особенности систем управления качеством
Управление качеством продукции невозможно представить без системного подхода. Система управления качеством, функционирующая в организации, представляет собой определённую организационную структуру, которая распределяет ответственность, процессы, процедуры и ресурсы, с целью обеспечения заданных параметров итоговой продукции.
Важно заметить, что системы управления качеством различных организаций всегда различны. Однако существуют основные признаки подобных систем, а также методы и принципы их функционирования. Существуют три базовые системы управления качеством, это системы соответствующие требованиям стандартов ИСО, системы управления качеством TQC и системы, соответствующие критериям международных и национальных премий по качеству.
Широко распространённый в России стандарт качества соответствующий требования ИСО 9000 не содержит точных параметров какого-либо вида продукции, а также применим ко многим отраслям промышленности, он включает свод понятий в области необходимого качества, осуществление данного стандарта возможно со стороны любого подразделения организации, процесс управления качеством в данной системе непрерывен.
Эта система привлекательна для фирм находящихся в переходном состоянии, так как позволяет добиться упорядочивания и стабилизации внутренних процессов.
Также, помимо различий в системах управления качеством, существуют и различия в самом подходе к вопросам качества. Тут наиболее ярко выражены две концепции восточной и европейских школ.
Восточный подход видит основу качества в низком количестве брака, основывается на требованиях покупателей в вопросах качества, и ставит качество во главу угла. Европейская же школа основывает качество на низком уровне цены, первоочередной целью ставит прибыль, а качество является лишь случайностью.