Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Регулирование функционирования отраслевых рынков

Все предметы / Экономика / Регулирование функционирования отраслевых рынков
Определение 1

Регулирование функционирования отраслевых рынков – это совокупность мер, которые заключаются в установлении определенным институтом, имеющим экономическую, политическую и иную власть, правил, обуславливающих поведение субъектов отраслевых рынков в конкретных ситуациях.

Общие сведения о регулировании функционирования отраслевых рынков

Экономическая категория «регулирование функционирования отраслевых рынков» имеет отношение к той группе экономических отношений, которая включает в себя процессы по установлению правил функционирования отраслевых рынков и по оказанию на эти рынки целенаправленного воздействия в иных формах. Непосредственно содержание регулятивной практики определяется историческими условиями формирования системы экономических отношений на конкретной территории, ее текущим геополитическим положением, приверженностью населения традициям и культуре.

Регулирование функционирования отраслевых рынков в течение многих лет выступало в экономической науке в качестве одного из самых интересных предметов исследования. При этом различные экономисты с разных сторон подходили к рассмотрению данной категории. В связи с этим в настоящее время в экономической категории выделяют следующие научные подходы к исследованию проблемы регулирования отраслевых рынков:

  • функциональный подход – его становление началось в середине XVII века; поддерживался меркантилистами, физиократами, классиками; заключался в необходимости осуществления регулирования только по мере возникновения проблем с учетом факторов внешней и внутренней сред;
  • воспроизводственный подход – его становление началось с конца 1840-х годов; поддерживался марксистами; заключался в приоритетности интересов господствующего класса, в исторической обусловленности и в справедливом распределении доходов;
  • микроэкономический подход – его становление началось в последней трети XIX века; поддерживался Дж. Хиксом, Дж. Робинсоном, Ф. Найтом, Дж. Кларком; заключался в том, что вмешательство в экономику по своему характеру должно быть дополняющим, корректирующим, соответствующим идеалу (т.е. совершенной конкуренции);
  • институциональный подход – его становление началось в последней трети XIX века; поддерживался Д. Нортом, Дж. Бьюкененом, Р. Коузом, Дж. Гэлбрейтом; заключался в том, что институты рынка и государства в рамках регулирования должны взаимно дополнять друг друга и добиваться максимального результата;
  • макроэкономический подход – его становление началось в середине 1930-х годов; поддерживался Дж. Кейнсом, Дж. Тобином, Д. Акерлофом; в качестве предназначения регулирования рассматривал обеспечение макроэкономической стабильности посредством обозначения целевых установок достижения взаимосвязи мер регулирования с реальной экономикой.

Готовые работы на аналогичную тему

Теоретические основы регулирования функционирования отраслевых рынков

Цели, функции и методы регулирования функционирования отраслевых рынков получают теоретическое обоснование, базируясь на принципе взаимного влияния рыночной структуры, поведения предприятий, результативности функционирования рынка, государственного и международного регулирования отраслевых рынков, институтов гражданского общества и др.

Как правило, мероприятия по регулированию функционирования отраслевых рынков нацелены на формирование такой среды, в рамках которой хозяйствующие субъекты на отраслевом рынке имели бы и реализовывали бы возможности по использованию более сложной техники и технологий, применению современных методов управления, освоению новых сегментов рыночного пространства. Данные мероприятия по совершенствованию производственного процесса должны привести к повышению производительности труда у отдельных хозяйствующих субъектов и общей результативности функционирования отраслевого рынка.

Достижение подобной цели предполагает применение субъектом регулирования мер, прежде всего, инновационного характера. В данном случае это может быть выражено через:

  • поиск перспективных ниш на мировых и региональных рынках товаров и технологий;
  • вложение капитала в инновационные бизнес-начинания;
  • внесение изменений в сфере регистрации патентов, лицензий и иных исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности;
  • стимулирование к созданию новых технологических рынков через подготовку соответствующей инфраструктуры и т.д.

Помимо инновационной составляющей процесс регулирования функционирования отраслевых рынков включает в себя более традиционные направления регулирующего воздействия – антимонопольное и конкурентное. Они заключаются в обеспечении на отраслевом рынке условий совершенной конкуренции между хозяйствующими субъектами, в предотвращении и пресечении процессов его монополизации.

В данном вопросе наибольшую значимость имеет деятельность государственных структур. Принятое антимонопольное законодательство и исполняющая его антимонопольная служба вносят серьезные коррективы в хозяйственную деятельность предприятий. Последним требуется соблюдать ограничения и запреты, прописанные в нормативных правовых актах, выполнять предписания контролирующих органов.

Особенно актуально это для тех рынков, структуры которых традиционно характеризуются как олигополистические (мобильная связь, производство пассажирских самолетов) или отличаются наличием естественной монополии (железнодорожные перевозки, коммунальное обслуживание).

Таким образом, регулирование функционирования отраслевых рынков является неотъемлемой частью современной экономики, которая решает задачу по повышению эффективности не только отдельно взятого отраслевого рынка, но и всей экономической системы.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Наталья Ивановна Тютюнник

Эксперт по предмету «Экономика»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис