В своем внешнем выражении рабочая группа является социальной группой, некоей общностью людей, которых объединяет совместная деятельность, единство целей и интересов, взаимная ответственность, отношения товарищества и взаимопомощь. Коллектив организации и другие социальные группы объединены постоянным общением и взаимодействием ее членов между собой, чувством принадлежности к этой группе, наличием одних и тех же потребностей, мотивов и интересов. Одновременно с этим, ей присущи черты, отсутствующие у прочих социальных групп:
- общественно значимая цель деятельности,
- наличие органов управления.
Типы поведения в организации
Принято выделять несколько типов взаимоотношений в коллективе:
- Политика невмешательства: руководитель практически не заботится о проблемах производства и подчиненных. Практически все он делает сам, избегая делегирования функций, старается не ставить серьезных и высоких целей. Главное его задачей является сохранение должности.
- Теплая компания: проявление высокого уровня заботы о людях, желание установить дружеские отношения, приятную атмосферу, удобный для персонала темп работы. Руководитель при этом не особо интересуется достижением конкретных и устойчивых результатов.
- Культура задачи: руководитель полностью сосредоточен на производственных задачах. Наличие человеческого фактора отрицается и игнорируется.
- Золотая середина: руководителю удается сочетать интерес организации и интересы работников, он старается не требовать слишком высоких результатов от персонала, но и не допускает попустительства.
- Культура команды: является самым предпочтительным типом взаимоотношений в организации. Руководитель учитывает производственные интересы и интересы трудового коллектива, объединяет деловитость и человечность на каждом уровне отношений.
Динамика культуры поведения в организации
Первая стадия развития коллектива характеризуется преобладанием формальной структуры: работники следуют должностным поведенческим стереотипам, осторожничают друг с другом, скрывают подлинные чувства, не обсуждают цели и методику работы, слабо проявляют коллективную работу.
Вторая стадия характеризуется переоценкой личных и деловых качеств руководителя, начинает складываться мнение о коллегах, в коллективе формируются группировки, проявляются признаки борьбы за лидерство. Возникающие разногласия начинают открыто обсуждаться, могут предприниматься попытки по улучшению взаимоотношений в рабочей группе. Процессы «притирки» заканчиваются, появляются зачатки неформальной структуры, члены коллектива начинают совместную координацию.
Культура организации и ее структура
Культура поведения в организации определяется ее структурой.
Структура коллектива -это существующая реально система взаимоотношений между членами группы, возникающая в совместной деятельности и общении.
Следует отметить существование двух уровней структуры организации – формального и неформального.
Неформальная структура организации – это совокупность разных психотипов личностей, отличающихся по темпераменту или психологическим признакам.
Неформальные группы могут существенно влиять на жизнедеятельность коллектива в целом. В таком случае эти группы являются референтными, или эталонными. Важнейший признак неформальной группы - наличие единой цели, которая не всегда может осознаваться всеми ее членами не обязательно имеет связь с производством.
Целеполагание и потребность в общей цели приводит к появлению в неформальных группах лидеров. Любому неформальному лидеру присуще личностное притяжение, проявляющееся в разных формах. Как правило, может существовать три вида лидеров:
- вожаки,
- лидеры (в узком понимании этого слова),
- ситуативные лидеры.
Эффективность работы трудового коллектива, его способности к решению поставленных задач зависят, во многом, от морально-психологического климата, «настроя» коллектива, который обусловлен, при прочих равных условиях, не только качественными характеристиками персонала, но и спецификой неформальных отношений руководителей и подчиненных.