Во многом имидж организации зависит от того, какие ценности пропагандирует общество в конкретный временной период. В условиях стремительно развивающегося общества, степень соответствия его целей, миссии и задач потребностям социума служит важнейшим фактором формирования положительного имиджа организации.
Сущность понятия «имидж»
В широком смысле, имидж - это распространенное представление о совокупности естественных или сконструированных специально свойств объекта. В узком понимании приводится следующее определение:
Имидж - это сформированный сознательно образ объекта, который наделяет последнего дополнительной ценностью и дает возможность продуцировать такие впечатления в части объекта, его оценки и отношения к нему, которые нужны его создателям.
Имидж компании можно определить как окрашенный эмоционально образ компании, зачастую сформированный сознательно, который обладает заданными, целенаправленными характеристиками и призван оказывать некое психологическое воздействие на конкретные социальные группы.
Иерархия имиджа
Чтобы определить характер влияния имиджа организации на потребителей воспользуемся иерархией имиджа. В порядке изменения от негативного до позитивного, она выглядит следующим образом:
- Негативный имидж, когда обществу известно множество нелестных фактов о компании, а потому потребитель предпочитает ее услугами не пользоваться.
- Отсутствие осведомленности: потребителям ничего неизвестно о существовании конкретной компании.
- Осведомленность о бренде, когда широкий круг потребителей ознакомлен с организацией.
- Предпочтение бренда возникает в случае, когда определенной группе потребителей предпочтительнее использование услуг данной компании.
- Верность бренду: группа потребителей исключительно предана определенному бренду.
Виды имиджа
Основными видами имиджа являются:
- желаемый;
- реальный;
- традиционный;
- благоприятный;
- позитивный;
- идеализированный;
- обновленный имидж.
Наиболее распространенным считается деление корпоративного имиджа на негативный и благоприятный. Отметим, что перечисленные выше характеристики имиджа друг другу не противоречат и не исключают одна другую. Так, имидж организации может перетекать из одного качества в другие: из желаемого имиджа при желании в нем заинтересованной компании может сформироваться реальный, а из традиционного имиджа - качественно новый имидж с обновленным «лицом». У компании при этом может одновременно существовать несколько имиджей, актуализирующихся в зависимости от целей, которые организация преследует в данный момент, а также в зависимости от запросов социума.
Составляющие имиджа
Созданный целенаправленно имидж – это совокупность составляющих, которые можно выстроить в рейтинговый ряд в зависимости от специфики деятельности той или иной организации.
Основными составляющими имиджа являются:
- Общая известность и репутация.
- Скорость реагирования на изменение потребительских запросов.
- Инновационный потенциал и его реализация.
- Престиж производимого продукта.
- Рекламная политика, финансовая обеспеченность и проч.
Каждый элемент можно охарактеризовать определенным набором критериев и показателей.
Все перечисленные выше составляющие имиджа можно условно разделить на группы: основные, которые связаны с главным направлением деятельности фирмы, и сопутствующие. Сопутствующие составляющие имиджа отличаются тем, что их наличие не является жестко обязательным для формирования благоприятного и эффективного имиджа, а отсутствие некоторых элементов никак не может напрямую повлиять на качество последнего.